Происхождение мандолины

Спутница любви

      Слушать текст.

Угадайте с трех раз — Какой музыкальный инструмент берет с собой пылкий влюбленный неаполитанец, чтобы пригласить свою возлюбленную: «Выйти на балкон»? Более, чем уверен, первое, что приходит всем на ум — это гитара! Ее проникновенное звучание больше всего подходит для объяснения в любви. А вот, чтобы выманить «предмет» вашего очарования и заставить ее из любопытства в самом начале хотя бы отодвинуть штору, а потом уже и выйти на балкон – гитара явно не подходит. Слишком тихо звучат ее переборы. С балкона не услышишь. А вот пронзительное звучание струн, словно заливистые трели соловья… Да вдобавок ласкающие слух слова серенады наверняка, с гарантией, заставят трепетать сердечко. Известно ведь, что влюбленные слышат признания в любви не сердцем, а ушами. А если еще западающие в душу слова серенады… Тайные и страстные… Уверен, вряд ли кто устоит перед соблазном выйти на балкон. Хотя бы просто из любопытства. А уж потом… Ясное дело — рождается ответное чувство. Название которому всем известно.

Итак, с гитарой, как говорят, мы в пролете… Не угадали. Что же за инструмент в данном случае стал настоящим спутником влюбленных кавалеров? Вы не поверите, но эта обыкновенная МАНДОЛИНА. Хотя сейчас многим мнящим себя «музыкальными меломанами» она кажется обыкновенной. И все потому что большинство из них не слышали настоящего сольного звучания этого необыкновенного инструмента. Мандолина в руках профессионального исполнителя звучит звонко и напевно — словно утренняя трель соловья. Которую хочется слушать вечно.

Откуда же пришел к нам этот необыкновенный инструмент со звонким, бархатным и нежным звучанием, внешне напоминающий разрезанную пополам грушу. Хотя по неосторожности в самом начале моего повествования уже был назван исполнитель — неаполитанец. Действительно! Именно там в Неаполе, в этом приморском городе, расположенном у самого подножия вулкана Везувия и мог родиться этот почитаемый всеми трубадурами-кавалерами чудо инструмент, которому они доверяют ярко выражать свои тайные чувства.

Сказать, что рождение мандолины принадлежит только неаполитанцам — это значит, что мы, как говорят, «замылим» историю. Что, конечно же, исторически неверно. Теперь нам уже известно, что предшественницей мандолины был инструмент из семейства лютневых, рожденный еще в древней Месопотамии более шести тысяч лет назад. И пришел он в Италию, практически со времен Древнего Рима. Тогда он был известен, как всем знакомая плоская лютня. И уж потом, в эпоху Средневековья, именно в Неаполе произошло перерождение лютни в мандолину. Для лучшего резонанса звучания корпус инструмента приобрел грушевидную форму, продолжением которого стал струнодержатель с головкой — гриф. Различные мастера по своему украшали струнодержатель и деку-лицевую сторону инструмента. А для прочности струно-держателя именно с тех пор применяют металл, дерево и кости. Очень важное значение в деке имеет отверстие, которое и придает звучание инструменту. Поэтому и получило оно название голосник. Стоит еще добавить, что средняя длина классической мандолины состоит из 60 сантиметров. Из них только длина корпуса составляет чуть более половины. И это, пожалуй, все что вошло в преобразование инструмента. Кстати, очень важной деталью обычной, привычной нам мандолины, являются струны. Внешне они выглядят, как три. На самом же деле их шесть и натянуты они до необходимого диапазона звучания.

Стоит добавить, что рождение нового инструмента произошло в эпоху, которое получило заслуженное название – ВОЗРОЖДЕНИЕ. Именно в это время наметился всплеск музыкальной и литературной культуры всей Европы. А о мандолине разговор особый. В ее окончательном виде, такой какой мы ее знаем, приложил руку известнейший скрипичный мастер Страдивари. И родиной этого необыкновенного звучания инструмента по праву считается Италия. Конкретно — Неаполь. Хотя в процессе эволюции появились у мандолины братья и сестры. Над которыми поработали флорентийцы. У их инструмента 5 спаренных струн. Миланцы. У них 6 спаренных струн, которые настраивают на целую октаву выше гитарного строя. Есть еще и сицилийская сестра мандолины, которая имеет четыре не спаренные, а строенные струны. Эта мандолина нашла признание и любовь у народов Мексики.

В России спаренная трехструнная мандолина получила широкое признание в девятнадцатом веке. А в двадцатом веке вместе с балалайкой она вошла чуть ли не в каждый дом. Но звучит ли она под балконами российских красавиц? Пока не слышал.

Автор Евгений Шлей

Скачать текст как PDF файл.

Поделиться:


Похожие статьи