Тауэрский мост

Когда разводят мосты

      Прослушать текст статьи.

Тауэрский мост – одно из последних чудес света оставленный потомкам викторианской эпохой. Его отличие от всех многочисленных «горбатых мостов», переброшенных через реку Темзу – это его приземистость. Он самый низкий. И от зеркала воды отрывается не более, чем на десять метров. Почему же так низко? Как же будут проходить корабли со своими высокими мачтами? Не забывайте, что открытие моста пришлось на вторую половину золотого века Англии. Именно в этом и заложена фишка новизны. Впервые в мире, английские архитекторы создали проект разводного моста.
kogda-razvodjat-mosti0
При проходе корабля мост – разделенный на две части, словно крылья поднимал вверх свои половинки. И после его прохода, механик снова включал механизм и крылья моста опускались для прохода людей и транспорта. Нет смысла погружаться в тонкости конструкции моста. Это дело инженеров. Нас же, прежде всего, поражает та новизна самой идеи разводного моста. Видеть наяву, когда мост, словно живое существо поднимает вверх свои половины, это незабываемое зрелище. Необходимо добавить,- мост поднимался только для пропуска судов. И когда они проходили, вновь опускался вниз для автомобильного транспорта.

Сегодня раздвижными мостами гордятся жители многих стран. Особую гордость, к примеру, жителей северной столицы России, составляют многочисленные разводные мосты через реку Нева. Их главное достоинство – это бесподобное украшение перегородок моста ажурной вязью из металла. И у входа на мост, встречают людей необыкновенно красивые фигуры различных животных. Это художественное чугунное литье, изготовленное настоящими мастерами, является настоящим чудом. Освещенное таинственным лунным светом, оно оставляет у каждого посетителя моста неизгладимое впечатление художественного единства красоты моста с природой. Особой красотой, на мой взгляд, отличается Аничковый мост. Все петербургские мосты, без исключения, построены в конце 19-го и начале прошлого веков. И кто его знает, стояли бы они или нет, если бы не идея раздвижного моста, впервые примененная инженерами при строительстве Тауэрского моста в Лондоне. Известно, например, что в любом деле, прежде всего, важна идея. И чтобы детально разработать ее и внедрить всегда найдется достойный исполнитель. Видимо поэтому, строительство петербургских мостов, по времени, почти совпало со строительством знаменитого Тауэрского. Именно он, Тауэрский, исторически, исходя из даты его ввода, является первым раздвижным мостом в мире.kogda-razvodjat-mosti1

Это громоздкое каменное строение моста в центре Лондона, является как бы продолжением знаменитого Тауэрского замка. Порою, особенно ночью, когда смотришь на мост, создается впечатление, что там гуляют привидения, покинувшие стены замка. Такой легкий холодок проходит по спине, когда смотришь на загадочные освещения каменных колонн моста. Эта громадина, нависающая своими колоннами и пролетами над водой, удивляет своей прочностью и надежностью. Мост действительно прочен. Он полностью состоит из металла. А камень гранит, который мы видим снаружи моста, является его художественной отделкой. Причем настолько искусной отделкой, что никогда бы не подумал, что под каменными плитами скрыт металл.

Сегодня мало кто знает, что предвестником первого в истории раздвижного моста в Лондоне был тоннель «Тауэр Сабвэй» короткое время служивший вначале в качестве метро, но потом просто подземным переходом, которым долгое время пользовались люди. Преодолевая Темзу под ее дном. Несколько десятилетий это устраивало лондонцев. Но быстро развивающаяся инфраструктура города требовала принятия кардинального решения. Огромная загруженность улиц города транспортом, пользующихся разными мостами Лондона, образовывала на подъездах к центру города часовые пробки. Возникшая проблема не могла длиться вечно. Именно поэтому в 1876 году и был специально создан комитет для решения этой проблемы с движением транспорта и людей в столице. Задача была одна – проложить в центр города самый короткий путь. Этим комитетом и было принято решение – построить мост, который стал бы продолжением замка Тауэра, соединяющего его с противоположным берегом. Когда же теоретически было определено географическое положение моста среди архитекторов – мостостроителей был объявлен конкурс на лучший проект.

Несколько лет лучшие умы Англии и Европы предлагали свои изобретения. И только в 1884 году, через восемь лет после создания бюро, из 50 предложенных проектов был объявлен победитель. Им стал член жюри инженер Г. Джонсон. Его проект оказался самым необычным. Революционным по сути, ломающий все стереотипы традиционного мостостроения. Он и возглавил строительство, а через три года после смерти архитектора его сменил инженер Джон Вольфе-Берри. Остается добавить, что мост является не только пешеходным, но и рассчитанным на интенсивное движение автомобильного транспорта.
kogda-razvodjat-mosti2
Ровно восемь лет шло строительство моста. Его общая длина составила 244 метра, из них на разводной мост приходится чуть более шестидесяти метров. И ровно через десять лет после утверждения проекта, а вернее 30 июня 1894 года, состоялось открытие первого в мире разводного моста. В этом торжестве приняли участие сын королевы Виктории принц Эдуард и его супруга принцесса Александра. Кстати, во время прохождения судов автомобильный и гужевой транспорт должны были ждать конца их прохода, пока мост снова опустится. Но людской поток мог продолжать движение. На втором этаже моста специально были оборудованы пешеходные галереи. Они действовали до 1910 года. Потом же по необычной причине пришлось закрыть их навсегда. За каменными башнями обосновалась группа карманников. Которые работали так изящно, что ухитрялись чистить карманы даже у полицейских. Поэтому, к общему сожалению, переход пришлось закрыть. И только через 72 года произошло новое открытие галереи. Но уже в новом амплуа – на месте галереи созданы смотровые площадки, а также музей замка Тауэра и история строительства примыкающему к нему моста.
kogda-razvodjat-mosti3

kogda-razvodjat-mosti4
Сегодня на левом берегу реки, как раз напротив замка Тауэра, расположился новый район Лондонского Сити. Кстати, здесь построено ультро – современное здание, из стекла и бетона – Новая Мэрия. Вполне возможно, что ее конструкция – чуть ли не падающего здания, найдет своих последователей в других городах, а может и странах. Сам же замок со всех сторон подпирают самые современные здания, высота которых превышает все мыслимые пределы. Но они не портят городского пейзажа. Старое и новое создают неповторимую красоту современного Лондона.

Евгений Шлей, фото автора

Скачать текст как PDF файл.

Поделиться:


Похожие статьи

No Comments Yet.

Leave a comment

By using this form you agree with the storage and handling of your data by this website. See our Privacy Policy