«Лондонское Око»- примечательный символ города!
Эка невидаль – Колесо обозрения! Нашли же англичане, чем гордиться! Да у нас, считай, в каждом крупном городе России, есть такие колеса! А если подключить к этому перечню города Европы? Мало никому не покажется! Эти, «Чертовы колеса», к которым мы уже давно привыкли, забавляют нас уже десятки лет. И ничего! Они для всех нас стали неотъемлемой и привычной частью городского пейзажа любого города. Мы относим их к особой достопримечательности и успели полюбить. Про эти «колеса» даже песни поем. Правда, зимой или летом в дождь немного неуютно: то холодно, то сыро. Да и двигаться в кресле – не моги. Не дай Бог, свалишься с высоты. Но другого развлечения нам просто не дано. Так думал я до поездки в Лондон.
Но то, что довелось увидеть в столице Англии, изменило мое отношение к, привычным, «Чертовым колесам». Думаю, нам следует умерить чувство гордости за свои города и более внимательно приглядеться к английскому, вернее лондонскому, Колесу обозрения. Воистину, зрелище впечатлило. Это настоящее чудо, которое просто необходимо увидеть. Что мы и сделали…
Прежде всего, обращаюсь к вам с вопросом: Видели ли вы когда-нибудь километровые очереди на аттракцион Колеса обозрения?! Я нет! Наоборот. Как помню, у нас зачастую десятки кресел пустуют… А вот в Лондоне для того, чтобы попасть на это Колесо, придется, как минимум, простоять около трех часов. И это с учетом того, что каждую минуту очередь, уменьшается на 20 человек. Словом, по доброй воле вы попадаете в своеобразный людской поток. Хотя очередь активно движется… Но все равно вам на это зрелище придется потратить время.
Нам, откровенно говоря, повезло. Мы добрались до заветного колеса чуть более, чем за два часа. Глядя на это столпотворение можете представить себе, сколько тысяч людей ежедневно посещают это «Всевидящее око Лондона». И управляют всей этой массой людей молоденькие девицы, одетые в красную форму, словно продавщицы из фирмы Кока-Кола. Издали они напоминают, как обычно, привлекательных стюардесс, которые регулируют посадкой в самолет. Они внимательно следят за порядком. Ни один посетитель не сможет проникнуть на аттракцион без очереди. Так что здесь полный порядок. Никакой нервозности. Медленно и спокойно передвигаем ногами в направлении «Колеса»
И вот мы у цели. Перед нами огромное, очень похожее на велосипедное колесо сооружение. В центре оно стянуто с ободом «колеса», словно спицы, мощными стальными канатами. Но в отличие от привычного нам «Колеса обозрения» вместо кресел к круглому ободу «колеса» прикреплены стеклянные кабины, очень похожие на огромные прозрачные капсулы. Каждая из них рассчитана на 20 человек. Забегая вперед скажу — эти «капсулы» защищают посетителя не только от дождя и ветра. В них независимо от времени года постоянно поддерживается комфортная для людей температура. Мало того – в самом центре кабины расположена широкая скамья, где практически могут разместиться все посетители. Хотя многие располагаются у окна, чтобы сохранить впечатление от посещения «Лондонского глаза» на долгие времена.
Капсула «Всевидящего Ока»
Но если вы пожелаете, вам могут, предоставить отдельно пустую кабину. Такая услуга предусмотрена. Естественно, при соответствующей оплате, которой обычно пользуются: новобрачные, представительные гости столицы и, естественно, – люди, которым просто некуда девать деньги. Представьте себе, если один билет сегодня стоит более 30 фунтов стерлингов, то запросто можно подсчитать стоимость одной кабины. Плюс к тому: различные напитки и официант. Можете пригласить знатных гостей и музыкантов. По вашему желанию, вы станете владельцем кабины на целых 30 минут. Именно за это время «Колесо» совершает полный оборот.
Как нам потом стало известно, этих кабин ровно 32. Столько же – сколько и районов находится в Лондоне. Колесо обозрения настолько изящно и красиво, что сегодня столицу Англии уже просто невозможно представить без этого «Всевидящего ока». Которое стало неотъемлемой частью города и удачно вписалось в городской пейзаж в самом центре городского района Ламберт на южном берегу реки Темзы. Кажется, этот аттракцион стоит здесь уже веками и без него уже просто невозможно представить Лондон так же, как и столицу Франции — Париж без Эйфелевой башни. Хотя этой знаменитой башне уже более 100 лет.
Панорама Лондона по обе стороны реки Темза. Снято с правой стороны капсулы
Судьба «Лондонского глаза» почти полностью, за некоторой разницей, повторяет судьбу Эйфелевой башни. Которую хотели снести сразу же после международной выставки, но желая сэкономить на сносе, приспособили башню под радио — антенну. И уж потом под туристический объект для обзора Парижа сверху. Теперь же башня стала визитной карточкой города.
Рождению лондонского «Колеса» предшествовал конкурс городской мэрии на значительное сооружение, которое символизировало бы собой новый 21-ый век. Миллениум! Среди множества проектов было представлено и «Колесо обозрения», предложенное семейной парой архитекторами Дэвидом Марксом и Джулии Барфилд. В самом начале комиссия отклонила проект, но впоследствии все-таки был выделен участок, который облюбовали архитекторы. Как это часто бывает, на строительство не выделили ни одного фунта. Мало того, после запуска «Колеса» было ограничено время его эксплуатации. Но Дэвида и Джулию это условие не остановило. Они решили осуществить свой проект, хотя денег на него не хватало. Начались поиски спонсора. И им оказался их сосед банкир, которому очень понравился проект. Итак, деньги были найдены.
И вот, на полюбившимся архитекторам южном берегу Темзы началось грандиозное строительство, на которое ушло шесть лет. В самый канун начала нового тысячелетия, в декабре, сверхмощными подъемными кранами начался медленный подъем колеса. Первым пассажиром «Колеса» стал премьер-министр Англии Дэвид Кэмерон. И вот 20 января 2001 года «Колесо» приняло первых пассажиров. И начало принимать посетителей в течении всего дня. Кстати, в первый год работы билет на «Колесо обозрения» стоил всего шесть фунтов стерлинга. И эта, первоначальная цена, лондонцам показалась очень высокой.
С начала запуска «Колеса» прошло шестнадцати лет. И стоимость посещения аттракциона выросла в шесть раз. Одним словом, закон коммерции – цена зависит от спроса. Потому что каждому приезжему, непременно хочется посмотреть на столицу Англии с высоты птичьего полета. Если измерить высоту колеса, то получится где-то 45 этажей огромного здания. Дух захватывает от увиденной панорамы. В ясную погоду, например, можно увидеть не только весь город, но и его окраины. Вашему взору открывается расстояние до 40 километров. Именно поэтому и пользуется «Колесо» огромным спросом не только иностранными туристами, но и англичанами. Уверен, что судьбы аттракциона будет измерять сотни лет.
Колесо обозрения с северного берега реки Темза
Итак. Наконец-то, мы дождались! Перед нами открываются двери прозрачной кабины, из которой спешно выходят «приехавшие», а мы «отъезжающие» заходим. Ровно двадцать человек. Совсем незаметно кабина трогается. Беззвучно закрылась стеклянная дверь, и мы медленно со скоростью чуть более 26 сантиметров в секунду «поплыли» вверх. Теперь самое время занять удобные позиции. Кто поближе к стеклянной стене, чтобы сделать незабываемые снимки, а кто-то, таких немало, удобно устроились на скамье просто отдохнуть – стоять-то сколько пришлось. У них тоже великолепный кругозор.
Для меня посетить «Лондонский глаз» стало настоящей идеей «ФИКС». Было огромное желание с высоты птичьего полета – сфотографировать центр столицы: Парламент, Биг-Бен, и особенно всю северо-западную часть города за рекой Темзой. Но получился, как говорят, огромный ОБЛОМ. Какой-то пакостник, побывавший до нас в этой капсуле, измазал стекло чем-то жирным. Смотреть вроде возможно, а вот фотографировать – не моги. Моему отчаянию просто не было предела. Сразу же припомнились российские «грибники-разбойники», когда в поисках груздей они граблями разгребают всю грибницу. После таких варварских заготовок на десятки лет можно забыть о грибных местах. «Благодаря» именно таким грибникам скоро лесные грибы занесут в «Красную книгу». Именно, подобные эгоисты, думающие только о себе, отравляют жизнь десяткам, а то и сотням людей.
Конечно, увидеть Лондон сверху — настоящий праздник. Хотя и был немного испорчен. Но оставил, все-таки, самое прекрасное впечатление. Именно это «Лондонское око» подвигло многих его последователей во всем мире на создание нечто подобного. В Азии по примеру Лондона уже построены подобные «колеса». Они даже превосходят его по высоте. Но в Европе первенство по высоте и комфорту остается за Лондоном. Но идея создания такого «колеса» останется за столицей Англии. Так же, как и первая железная дорога и «Подземка», которая в России называется Метро. И хотя российское метро заслуженно признано всем миром, как самое лучшее, тем не менее, впервые прошли поезда под землей в Лондоне. Уверен, что и столичное «Лондонское Око» на десятки лет станет самым примечательным символом города. И никогда не иссякнет здесь поток посетителей.
Автор Евгений Шлей, фото автора.
Скачать текст как PDF файл.