История о фотографии 3

А вылетит ли птичка?

      Слушать статью
.

Беседа третья-продолжение.

Известно ли Вам, что самым сложным жанром фотографии является портретная фотосъемка. А какой же жанр тогда самый простой? Увы – тоже портретная фотосъемка. Так же, как и среди хирургов звучит противоположное мнение об операции аппендицита. Он, по мнению профессионалов, тоже может быть простым и очень сложным. В чем же тогда проявляется эта сложность и простота портретной фотосъемки? Именно эта проблема и станет темой нашего разговора.

Опережая основную мысль, скажу. Что вся сложность и простота съемки, на первый взгляд, конкретно зависит от объекта съемки. С броской внешностью – потрясающей фотогеничностью, фотограф затратит меньше времени и результат будет эффектным. А вот как быть людям менее фотогеничным и особенно с дефектами лица? Это как раз тот случай, который потребует у вас больше времени и испытания вашего мастерства.

Каждый человек, с любой внешностью имеет право получиться на снимке тоже фотогеничным. Все зависит от степени вашего восприятия окружающего мира и умения расположить к себе людей. Немало зависит уровень общения и от вашего кругозора. И самое главное возможность сохранить на снимке эффект вашего первого впечатления от встречи с героем вашей будущей фотографии. Именно с первой минуты вашего общения человек ведет себя непосредственно. В этой открытости и доверчивости таится особая красота человека. Его индивидуальность и обаяние. И перед вами стоит самая главная задача – сохранить это очарование и запечатлеть на снимке. Вот это, прежде всего, и ценится в портретной фотосъемке. Непосредственность и правдивость.

Как нам известно, из древней мифологии, наша планета Земля держится на трех китах. Но если учение древних людей уже давным-давно опровергнуто учеными, то вот мнение о том, что искусство фотографии стоит на трех китах – отвергнуть вряд ли удастся. Теперь самое время разобраться в тех опорах-китах на которые опирается настоящее искусство фотографии. Итак…

Предположим… У вас самый лучший фотоаппарат и самые лучшие линзы для фотоаппарата и вы в совершенстве овладели техникой фотосъемки. Даже имея полнейшее техническое обеспечение – ничто не сможет спасти вас от фиаско, при портретной фотосъемке. Что, к сожалению, часто и бывает. Уверяю вас для того, чтобы сделать прекрасный снимок – мало знать технические особенности вашего фотоаппарата и в совершенстве владеть всеми нюансами по применению света при (портретной фотосъемке), куда входят не только ФРОНТАЛЬНЫЙ свет – это когда солнце или лампа светит вам в затылок, но и боковой – РИСУЮЩИЙ. И даже если вы владеете различными подсветками сверху и сбоку, и, особенно КОНТР АЖУРНЫЙ свет, придающий объекту съемки своеобразный объем.

Кстати, к слову будет сказано,- использовать перечисленные источники света настоятельно рекомендую каждому, кто серьезно увлечен профессиональной фотосъемкой не только в жанре портретной фотосъемки, но и в других жанрах. Необходимо постоянно экспериментировать с источниками света, особенно в домашней фотостудии, пока не доведете этот процесс до совершенства. Прежде всего, тщательная работа со всеми источниками света, доведенная до профессионального автоматизма, необходима «павильонщикам» и тем, кто занимается рекламной фотосъемкой и репродукциями. Но не помешает и тем, кто приобщился к искусству фотографии. Словом, всем настоятельно советую – никогда не забывать об истинном значении слова ФОТОГРАФИЯ, которая, повторяюсь, с греческого языка переводится, как – ПИСАТЬ СВЕТОМ!

Самый главный КИТ-ОПОРА – это СВЕТ! О котором мы уже поговорили. Второй Кит – КОМПОЗИЦИЯ – построение кадра. В принципе, слово композиция применимо ко всем видам искусства, включая литературу и живопись. Применим этот термин и в журналистике. И даже в школьном сочинении, вы вначале пишите план. Это ведь тоже композиция вашего будущего изложения, где вы, прежде всего, выделяете Главную часть вашего сочинения, где вторым планом идет предисловие. А уж заключение это тот фон на котором и завершается ваше творчество.
В изобразительном же искусстве основы композиции, прежде всего, построены на контрасте. Белое на черном фоне и наоборот… Цветные или черно-белые линии или пятна. Все эти различные геометрическое формы фото рисунка и составляют основу композиции классических произведений.

И если вам приходилось бывать на различных выставках изобразительного искусства портрета, в музеях или же на фотовыставках, вы не могли не обратить внимание на то, что на любом портрете художник, самым тщательным образом выписывает передний план, а уж затем переходит на второй план, несущий дополнительную информацию, далее просто выписывается фон. Который может иметь исторический или географический подтекст или же времена года.
И уж, поскольку речь идет о портрете, то в памяти у каждого из нас всплывает незабываемый образ Джоконды – знаменитого автора Леонардо да Винчи. Или же известнейший портрет Ивана Крамского “Незнакомка”… Можно привести десятки, сотни прекрасных портретов великих художников и везде, прежде всего мы обратим внимание на свет и композицию. Но кроме света и композиции в этих портретах нас притягивает нечто необъяснимо большее. Мы завороженно изучающе смотрим на эти портреты и, чем пристальнее глядим мы, нам начинает казаться, что люди, изображенные на полотнах, не менее внимательно следят за нами. Подобное мистическое ощущение пережил я, когда впервые наяву увидел портрет “Джоконды”.

Что это такое? Почему некоторые произведения приводят нас в восторг? Почему у многих портретов мы можем стоять часами, внимательно разглядывая их и, порою мысленно вести с ними беседу? А это, друзья, как вы поняли, и есть то самое высокое индивидуальное мастерство автора, сумевшего через глаза и неповторимую мимику героя оживить его, показать его душу. И на века запечатлеть ее для нас. Не случайно именно художники заложили в свое детище – фотографию, те же самые основы, что и в живописи. Ведь именно они стояли у истоков зарождающегося фотоискусства.

В динамическом показе произведения, в раскрытии характера героя и через его глаза, позволить зрителю заглянуть в его душу и кроется вся ценность произведения. Именно эта одухотворенность ГЕРОЯ и есть тот ТРЕТИЙ КИТ на котором стоит искусство не только живописи, но и фотографии. Учитывая, что теперь, в цифровой фотографии цвет не является проблемой, у фотохудожника значительно расширился диапазон композиционных приемов. Но именно «ТРЕТИЙ КИТ» способен покорить зрителя своей непринужденностью и достоверностью.

Из всего сказанного мне хочется сделать вывод – никогда не демонстрируйте перед будущим героем свою значимость. Этим отношением вы отдаляете его от решения вашей задачи. Поэтому будьте проще и, Герой снимка откроется перед вами самым выгодным для вас ракурсом. А еще будет лучше, если вы не будете мешать ему быть самим собой. Замените нормальный объектив на «портретник» или же поставьте самый-самый длиннофокусный объектив, затем выберите точку съемки с учетом идеального освещения усердно ловите наилучшие фотогеничные моменты нашего героя. Уверен. Такой съемкой останетесь довольным не только вы, но прежде всего ваш герой.

Удачи!

Евгений Шлей

Беседа первая.

Беседа вторая.

Скачать как PDF файл.

Поделиться:


Похожие статьи

No Comments Yet.

Leave a comment

By using this form you agree with the storage and handling of your data by this website. See our Privacy Policy