Забавная фотография
Беседа вторая – продолжение.
А птичка-то улетела. Не стала ждать она тебя горе-фотограф. И не помогла тебе в этой предметной фотосъемке, а иначе – фотоохоте – самая крутая и навороченная камера.
А не задумывались ли вы – почему многим из нас не везет в создании изобразительных шедевров? Однозначно ответить на этот вопрос, естественно, просто невозможно. Но можно честно признаться себе, что пока я не готов справиться с той задачей, которую хотел реализовать. И причина одна – не внимательно ознакомился с инструкцией, хотя и позволил себе купить самый дорогой фотоаппарат. Поверьте, какая бы цена ни была у камеры, сама она не сможет сделать ни одного снимка. Она лишь поможет вам осуществить ваш творческий замысел. Но для этого вам непременно нужно изучить вашего партнера. До тонкости знать его возможности.
Не секрет. У каждого фотоаппарата свои заморочки. И чем сложнее камера, тем больше времени потребуется вам в её освоении. Но не «Боги ведь горшки обжигают». И нам по силам освоить всю эту «крутизну и навороты» самых-самых современных камер. И наша очередная беседа будет посвящена именно этой теме.
Какие виды фотоаппаратов нравятся вам? Вопрос по существу. В вашем выборе будут иметь значение не только реклама, но и отзывы друзей и профессионалов. И еще на вас может оказать влияние обаяние продавца. Поэтому, прежде чем решиться идти в магазин, вам следует предварительно решить какой фотоаппарат выбрать. Для этого неплохо бы заранее знать – сколько мегапикселей должна иметь камера. Кстати, чем выше число мегапикселей, тем качественнее получится фотография. Важно помнить, какой широтой чувствительности камеры можете вы можете располагать во время съёмки. Об этом вам подскажет производитель данной модели.
Раньше, например, все эти вопросы, решались единицами чувствительности пленки. Чем ниже она, тем меньше зерна. И наоборот. В продаже, очень редко, можно было купить пленку в 250 единиц чувствительности. И хотя зерно на фотографиях, при большом увеличении было большим и напоминало по качеству крупные мазки кисти на полотне, тем не менее, иногда эту пленку приходилось использовать, потому что в темном помещении или при ограниченном освещении невозможно было сделать репортажный снимок – запечатлеть «героя» в движении.
Кстати, увеличение зерна на снимке иной раз умышленно в творческих целях создавали искусственно. Но лично мне никогда не нравились ярко выраженные крупнозернистые снимки. Поэтому особое внимание уделял тщательной обработке фотопленки. Однажды совершенно случайно, в спешке, растворил химикаты для пленки в кипящей воде. Вопреки рекомендации растворять химию максимум при 40 градусов. Всю свою жизнь я пользовался только одним пленочным раствором «Д-76». Хотел, уже было, вылить три литра проявителя, но на свой страх и риск, а может и из-за жадности, решил вначале его проверить. Моему восторгу не было предела, когда я увидел, что негативы оказались идеальными по плотности и сочными на зависть, а когда начал печатать снимки, то фотографии с узкой пленки типа «А-2», довольно высокой светочувствительности, которой пользовались в основном профессионалы, выглядели так, будто печатались с широкой пленки. Мало того, дальнейшие эксперименты позволили увеличить чувствительность пленки со 180 единиц до 400 и 800. Без ущерба качеству. С тех пор я забыл о различных сортах бумаги. А она в то время определялась по номерам. От номера 1 до 7. То есть от бумаги мягких тонов, до супер контрастной. Нормальной бумагой считался третий номер, которой я в основном и пользовался. Очень редко для достижений особого эффекта, например графики, в ход шел 7-ой номер. Сегодня эффекты графики достигаются различными программами по обработке цифровых снимков.
Теперь необходимо сделать паузу и понять сходство фотопленки и матрицы – самом важном элементе цифровой фотографии. В современных фотоаппаратах сфокусированный объект съемки отражается на матрице. И посредством технической революции мы можем видеть это отражение и сразу же при желании корректировать сюжет. Но представьте себе, что еще каких-то двадцать лет назад явление цифровая фотография было лишь для избранных – цены сильно кусались. И поэтому большая армия фотолюбителей предпочитала работать обычными пленочными фотоаппаратами. При этом не забывайте – жалко было расставаться с дорогой техникой, которая длительные годы тебе верно служила.
Сегодня эти – старые фотоаппараты, уже раритет. Но, в то время было совершенно обычно, что снимаемый сюжет через оптическую систему отражался на светочувствительной слой пленки. Пленка хранилась в светонепроницаемой кассете. И часто случалось, что по неосторожности, кассета могла открыться, и тогда можно было проститься со всей съемкой. Другой раз в спешке не смог как следует аккуратно в темноте накрутить пленку на спираль проявочного бачка. И тоже получался большой прокол.
С позиции сегодняшнего дня современная наука и техника совершила такой гигантский прыжок, что нам, старикам, приходится только сожалеть о том, что мы слишком рано родились. Ведь сегодня роль пленки, с которой было столько хлопот, выполняет матрица. Сама матрица состоит из множества элементов собранных в одну систему. Она сложена из маленьких, своего рода квадратных кирпичиков, которых создатели назвали пикселями или точками. Исчисляются эти пиксели миллионами. И представьте себе, чем больше этих миллионов, тем четче и качественнее будет фотография. Кстати, именно эти «кирпичики» вы можете ясно увидеть, когда на мониторе, до предела увеличите снимок. Уверяю вас, вместо изображения вы увидите только размытые кирпичики. Поэтому главное достоинство любой камеры – это пиксели. Чем больше, тем лучше.
Надеюсь, что основное требование к покупаемому фотоаппарату вы усвоили. Теперь хотелось бы вас предупредить категорически отказаться купить фотоаппарат с полной автоматикой. С одной стороны – это удобно. Думай только о сюжете и нажимай на затвор. Но ограничения в виды фотосъемки наступают, когда вы задумаетесь о том, что слово фотография, прежде всего, означает «писать светом». И если вы пожелаете придать снимку световую окраску, то именно в этом случае автоматика даст сбой. Как на боковой рисующий свет, так и особенно на контражур.
Поэтому лучше всего самому разбираться со съемкой сюжетов. Тем более, что сегодня практически все камеры имеют столько программ, что, на мой взгляд, большинство из них совершенно не нужны. Главное нужно помнить о том, чтобы камера имела программу с приоритетами диафрагмы или затвора. А также поправку на экспозицию. Плюс и минус. Это особенно необходимо, когда вы снимаете против света.
Совсем неплохо, даже желательно, иметь программы: «Портретная фотосъемка», Пейзаж, Архитектура, Дети, Для ночной фотосъемки не обойтись без программы «Съемка с рук ночью», Спорт, а также возможность делать стерео снимки -3Д. Лично для меня это основные программы.
И еще, в заключении разговора о выборе самого лучшего фотоаппарата, настоятельно рекомендую попутно приобрести не только кофр – сумку для фотоаппарата, но очень важно иметь различные фильтры для фотоаппарата. На первый случай достаточно купить ультро фиолетовый светофильтр. На первый взгляд, это обычное стекло, которое защитит ваш объектив от пыли и случайных царапин. Представьте себе, что для просветления оптики, на нее наносится защитное покрытие, составляющая десятую долю микрона. Учитывая, что объектив является самой дорогой и важной частью фотоаппарата, его просто необходимо беречь. Плюс к этому светофильтр поможет вам при съемке преодолевать дымку, которую наше зрение обычно не замечает. И еще, желательно приобрести дополнительно аккумулятор для фотоаппарата. Чтобы не случился конфуз при съемке.
Отдельный разговор об оптике. Идеальный вариант – объектив без переменного фокусного расстояния. Но тогда нужно рассчитывать на то, чтобы были не только нормальный – «полтинник», но и различные широкоугольники, «портретники» с фокусным расстоянием в 80-105 миллиметров, а также дополнить комплект длиннофокусных объективов. Но такой набор оптики обойдется не только в «копеечку»,
но потребует еще дополнительное место в сумке для фотоаппарата. И, конечно же, значительно увеличит вес. И вполне возможно придется приобрести дополнительную фотокамеру – «хлопушку». Чтобы можно было без проблем пользоваться двумя объективами одновременно. Не тратя время, когда его практически нет, на пересмену оптики. Репортажная фотосъемка никогда не имеет свободного времени.
То ли дело объектив с переменным фокусным расстоянием – «Трансфокатор». В любой момент, чтобы снять фото можно сменить угол обзора. Правда качество немного пострадает. Но это уже тоже остается в прошлом. Современные трансфокаторы почти не уступают по качеству сменной оптике. Так что стоит подумать.
Следующими темами нашей беседы станут виды фотосъемки по жанрам. Но каждая отдельная съемка потребует обстоятельного разговора.
Евгений Шлей
Беседа первая.
Скачать как PDF файл.