Балалайка-русское чудо!
Если вы когда-нибудь слышали виртуозное звучание русской балалайки, то не могли не восхититься необычным звуком этого удивительного инструмента. С виду такой простой: деревянная треуголка, три струны и все… А звучит настолько необычно, что вашему удивлению просто нет предела. И невольно возникает вопрос — откуда пришел этот чудо инструмент и что скрывается за самим понятием названия — балалайка?
Начнем с названия… Прежде всего обратите внимание на само звучание слова БА-ЛА-ЛАЙ-КА… Произнесли это слово вслух? Если да, то вы не могли не обратить внимание на то, что вы невольно повторили звучание трех струн. Ба-ла-ла именно так и начинаются звуки струн , когда вы их слегка щипнете. Поэтому в народе именно так и назвали трехструнку. Добавив в конце всего лишь две буквы — КА. Хотя бытует мнение, что название инструмента получено из тюркского языка, где слово «бала…» означает понятие ребенок. Не знаю, кому как, но мне ближе первое объяснение названия.
Итак, с названием БАЛАЛАЙКА мы определились, а вот сама история создания этого щипкового инструмента вызывает некоторые сомнения. По одним источникам она появилась в средине семнадцатого века и получила распространение в конце этого же века. Известно,что ее появлению предшествовала обыкновенная трехструнная домра. Но поскольку приобрести ее простому человеку было не карману, а в домашних условиях изготовить ее было невозможно, слишком сложно, то, как говорят: «Голь на выдумки хитра…». И вот именно эта «голь», конкретно имя человека – создателя первой упрощенной домры до сих пор неизвестно. И из этого следует, что возникновение «трехструнки» – чисто народное создание. Каждый из доморощенных мастеров вносил свои поправки. И то, что рождение нового инструмента принадлежит всему народу России не подлежит сомнению. Поэтому понятно, что по простоте изготовления он понравился и был востребован во многих крестьянских семьях. С большим успехом пользовались балалайкой скоморохи — эти народные весельчаки развлекали посетителей различных ярмарок за деньги. А то и просто могли сыграть за бутылку водки. Но вскоре это веселье должно было прекратиться. Во второй половине семнадцатого века вступивший на престол молодой царь князь Алексей Михайлович — ярый поклонник православной веры, запретил использование струнных инструментов. Не только в общественных местах, но даже дома. Под запрет попали даже самые древние, былинные гусли. По его величайшему указу все владельцы струнных инструментов обязаны были их сжечь. А тем, кто осмелится их сохранить, было уготована участь порки розгой на площади, чтоб другим неповадно было. Но, как говорят, цари приходят и уходят. С их уходом постепенно прекращаются и репрессии. А трехструнка вновь возрождается. Но теперь уже ее время предельно ограничено. Новый пик ее популярности вдруг резко меняется на долгосрочное забвение. И так продолжалось до средины девятнадцатого столетия.
Балалайка могла бы вообще исчезнуть, если бы все россияне поголовно отказались от трехструнки. Но, вполне естественно – невозможно было вычеркнуть из памяти народа любовь к балалайке. Как-то молодой дворянин Василий Васильевич Андреев отправляясь в очередное путешествие взял с собой слугу Антипа. Однажды вечером он гуляя по аллее парка вдруг услышал звуки необыкновенного инструмента. И был всецело очарован игрой неизвестного музыканта. Ничего подобного раньше ему не приходилось слышать. А ведь он был знаток струнных инструментов. Осторожно пошел он на звук музыки. Стараясь не помешать музыканту. Приблизился. Глядь, а это Антип. Собственной персоной. Нога на ногу и прижимает к груди треугольник с тремя струнами. Восторгу молодого барина не было предела. И в тот же вечер он берет урок у своего слуги. Вначале он сам научился играть на балалайке. Потом же, по мере освоения мастерством владения игры на балалайке, на практике понял, что у инструмента есть масса нереализованных возможностей. И решил обратится к достойному мастеру с просьбой: «Можно ли реально улучшить не только внешний вид, но и его звучание?» Именно это желание и привело его в столицу России.
Итак. Прошу вас, запомните имя – Василий Васильевич Андреев. Именно он обратился с просьбой к лучшему скрипичному мастеру Петербурга. И попросил его помочь разрешить ему некоторые проблемы по усовершенствованию инструмента. А также продумать решение по улучшению ее звука. Его просто необходимо улучшить. Покачав головой, мастер Иванов категорически отказал в просьбе Андрееву. Напомнив заказчику. что он скрипичный мастер и на изготовление других инструментов у него нет ни времени, ни желания. И тогда Андреев пошел на крайние меры. Он достал из баула купленную на ярмарке за тридцать копеек балалайку и продемонстрировал мастеру виртуозную игру. Именно это мастерское владение инструментом и определило дальнейшую судьбу балалайки.
Иванов, под натиском убедительных доводов, согласился поработать над инструментом. И, как говорят, скоро только сказка сказывается, а вот рождение новой балалайки, такой какую мы знаем, создавался утомительно долго. Наконец она была создана. И вместе с рождением нового инструмента была построена фабрика по изготовлению балалайки.
Василий Андреев еще до того, как обратится к мастеру по изготовлению скрипок, поставил перед собой благородную цель — вернуть балалайку народу. Она должна вернуться к тем, кто ее создал. И первая акция, которую провел Андреев была более, чем щедрой. Каждому солдату во время прохождения службы он вручил балалайку на вечную принадлежность. Инструмент оставался за солдатом, даже после его демобилизации.
Но и это еще не все. Для дальнейшей работы по усовершенствованию балалайки Василий Андреев пригласил известных мастеров Пасербского и Налимова. И они помогли создать серию из шести видов различного класса балалаек. Кстати, контрабас тоже относится к этому виду. Словом все, что в любом размере внешне похоже на привычную нам балалайку, но имея различное звучание – дело рук Василия Андреева и его великих мастеров. Это они вернули нам настоящее русское чудо. На основе: различного назначения и звучания балалаек и был создан Великорусский оркестр, который с великолепным репертуаром объездил многие страны мира. Восхищая зрителей игрой не только на балалайке, но и русской культурой.
Многие годы руководил этим оркестром его основатель Василий Андреев.
Сегодня благодаря его стараниям балалайка признается всем миром, как истинно русский инструмент. И когда в зарубежных гастролях в афишах указывается, что в концерте будут участвовать виртуозы игры на балалайке, то аншлаг посещения концерта обеспечен.
Много великолепных мастеров — виртуозов игры на балалайке воспитал Василий Андреев. Их сотни. Они не только продолжили дело великого учителя. И уже их ученики, словно эстафетную палочку, передают любовь к трехструнке следующей им по пятам молодежи. Вот так и продолжается передача эстафета мастерства от поколения к поколению. Все они беспредельно влюбленны в самый народный русский инструмент — балалайка. И в подтверждение этой правоты мне хочется привести в качестве примера молодого исполнителя, но уже виртуоза балалаечника двенадцатилетнего Владислава Седова из Подмосковья. В декабре прошлого года он принял участие в популярном детском телевизионном конкурсе «Синяя птица» и стал его лауреатом. Владислав великолепно исполнил известное произведение Моцарта «Турецкое рондо» и «Калинку малинку». И послушав его прекрасное исполнение можно с уверенностью сказать: – Всемирной любви к балалайке уготована вечность.
Автор Евгений Шлей
Скачать текст как PDF файл.