История скрипки 2
История возникновения скрипки до недавнего времени лично для меня долго оставалась неразгаданной загадкой. Пока не повезло встретиться с настоящей древней историей итальянского города Кремона. Города, географически расположенного чуть ли не в центре Ломбардии. В широкой и ровной, как стол долине, пейзаж которой украшают расположенные вдали, словно мираж, белоснежные вершины Альпийских гор.
Совсем недавно этот удивительно красивый город отметил свой значительный юбилей — 2300 лет. Пройдя по улицам этого необычного города, вас не покидает ощущение чуда. Будто на машине времени вы оказались в средневековье. Именно в эти годы — расцвета Ренессанса и начал заново отстраиваться город. Лишь отдельные куски крепостной стены напоминают о тысячелетней истории длительных и разрушительных войн.
Недалеко от центра города, на изгибе реки с коротким именем По, когда-то находилась мастерская основателя династии скрипичных мастеров Андреа Амати. Именно здесь начинается история скрипки имени мастера Амати. В сороковых годах шестнадцатого века в этом здании – мастерской, собрались три великих скрипичных мастера: Гаспаро да Сало и Джованни Маджини из Брешии — постоянные конкуренты кремонских мастеров, а также тогда еще совсем молодой Андреа Амати из Кремона. Преодолев принцип соперничества, собрались они для того, чтобы совместно утвердить основную модель и форму скрипки. Именно такую, знакомую нам форму, которую сохранила она до сегодняшнего дня.
Благодаря этим мастерам и были созданы первые скрипки нового образца. Утверждать, что они были первыми в создании скрипки, было бы опрометчиво. Есть исторические факты, что за 30 лет до этой встречи, отдельные мастера уже создавали скрипки. А вот какой формы они были? Наверняка другой! И этот факт никто не сможет опровергнуть. А вот модель и стандарт утвержденный «Троицей» той первой скрипки, которая на века сохранила свой облик. До сих пор мы можем лицезреть её и сегодня. Она была создана, как говорят, на все времена. Музыкальные инструменты мастера Амати, которые и сегодня хранятся в городском музее, сохранили этикетку с цифрой «1546». Указанная дата доказывает, что Андреа Амати начал свою трудовую деятельность скрипичного мастера в первой половине шестнадцатого века. А, значит и подтверждает первенство итальянцев в создании первой скрипки, ставшей образцом на многие века.
Андреа Амати — основатель династии, первый из мастеров Италии добился звучания скрипки похожей на «сопрано» — на пение человеческого голоса. Сделав это открытие, Амати лично установил новые голосовые требования при изготовлении скрипки. Сохраняя при этом внешнюю форму и стандарт, согласованный с коллегами. Именно эти новые знания по приданию скрипке звучание сродни человеческому голосу, он с большой любовью передает своим двум сыновьям Антонио и Джироламо. Оба они выросли в мастерской отца. И были в то время самой знаменитой династией мастеров во всей Италии. Мало того в мастерской Андреа открывается знаменитая и престижная на всю Италию скрипичная школа АМАТИ, где первым учеником стал внук Андреа — Николо.
Чуть ли не с младенческих лет Николо, сын Джироламо, помогает своему отцу и деду Андреа строгать и вытачивать детали скрипки. Любимой игрушкой у него была верхняя дека. Обладая исключительной памятью и слухом, он с раннего детства научился извлекать из деки, на которую использовали только ель, выращенную в Швейцарии, различные звуки, и со временем при помощи деда и отца доводить ее до совершенного звучания похожего на SOPRANO. День за днем постигал Николо тонкости мастерства. Всему научился и постиг также тайны изготовления струны для скрипки, которые по тем временам делалась из кишок восьмимесячных ягнят. А также тайну лака. А сколько тайн сушки различных сортов дерева нужно было освоить. Представить только — на изготовление только одной скрипки требовалось до десяти различных видов сортов дерева. Притом география их произрастания, чуть ли не вся Европа.
Кстати, инструменты и различные приспособления для работы над скрипкой, которые создавал Андреа для себя, стали основными, не только для его детей, но и служили «верой и правдой» для его внука Николо — на века прославившего фамилию Амати. Он, как бы сконцентрировал в себе все знания и опыт деда и отца. И, как в доброй сказке говорится, все, что ни делал Андреа и его сыновья, стали надежным фундаментом для создания лучших скрипок в мире и явить свету не только великолепного мастера, но и величайшего педагога. Николо, сумел воспитать лучших мастеров Кремоны: Гварнери дель Джезу и Антонио Страдивари.
Слава о непревзойденном скрипичном мастере из Кремоны — Николо Амати быстро перешагнула пределы Италии. И вскоре мастеру пришлось расширять свое производство, потому что заказы на уникальную музыкальную скрипку желали приобрести многие состоятельные жители Европы. При своей мастерской Николо создает школу, куда стремятся попасть сотни детей. Но Николо принимает только самых сообразительных и трудолюбивых. А также, имеющих тонкий музыкальный слух. Кстати, у него в мастерской набирались опыта и двое его сыновей. Но с ними не получилось продление династии. Это очень огорчало отца, и поэтому он охотно делился знаниями с подающими надежды учениками. Двоих из них я уже назвал. У каждого мастера имеются свои тайны, которые он бережно хранит только для своей семьи. У Николо этих тайн, накопленных дедом и отцом, да плюс свои открытия оправдывавших его имя среди музыкантов одним словом «Волшебник», тоже было достаточно, но видя неспособность своих сыновей продолжить дело его рода, он осторожно, и дозировано посвящает учеников в волшебство рождения настоящей музыкальной скрипки.
Кремона бережно хранит память о своих великих мастерах. Сегодня в городе насчитывается до 150 мастеров по изготовлению виолончелей и скрипок. Все они мыслят себя — великими, но никто из них и близко не может сравниться с мастерством непревзойденного Николо Амати. Для них навсегда потеряны тайны мастерства. Но имя мастера уже сотни лет прочно прописалось в городе. И символизирует собой не только изысканность и высочайшее качество, но и наполняет гордостью каждого жителя Кремоны за своего великого МАСТЕРА.
Евгений Шлей
Скачать как PDF файл.