Ваш выход, Маэстро!
Это магическое слово, обращенное к исполнителю, каждый раз невольно заставляет учащенно биться его сердцу. А ведь не впервой, признанный всей Европой, скрипач дьявола, так называют Никколо Паганини его недоброжелатели и завистники, преодолевает страх выхода на сцену. Несколько мгновений приходит он в себя от волнения, внезапно охватившего его. Уже сколько лет он, покоряет эти буквально десять метров – от кулисы до сцены, борется с волнением, и никак не может справиться с этим состоянием души. Всегда переживает. Словно в первый раз выходит под яркий свет рамп. Зал замирает в ожидании чуда.
Вот маэстро приблизил скрипку к подбородку, легким ласковым движением руки погладил струны, и смычок нежно заскользил по ним. Зал замер от покоряющей сердце и душу музыки. Даже его враги не могли сдержать восторг. И поддаваясь общему порыву неистово вместе с залом кричали: Браво, Маэстро, Браво!… Но особенно старались перекричать всех молоденькие и весьма обаятельные дамы.
Десятки легенд о Маэстро донесла до нас история и если верить им, то «Первая Скрипка» Италии, как звали Никколо, относился к прекрасному полу оценочно придирчиво. Прежде всего, его привлекали изящные женские формы размеры скрипок при пышном бюсте и длинных стройных ногах. Уж сколько сердечных романов приписывают Никколо – не счесть. Рано начав концертную деятельность и освободившись, таким образом, от чрезмерной опеки родителей, он на полную катушку предается «радостям жизни».
Как гласит история, или легенда, первой музой еще совсем юного страстно влюбчивого Никколо стала прекрасная «синьора Диде». С ней он прожил три года. Именно ей он и посвятил 12 сонат для скрипки и гитары.
Но особая влюбчивость, берущая верх над разумом, постоянно совершает в его судьбе крутые виражи. Следующей пассией для Никколо стала старшая сестра Наполеона принцесса Элиза, которой Бонапарт, удаляя ее из Парижа, дарит герцогство Лукка. За короткое время, по её поручению, Никколо создает здесь придворный оркестр и становится не только капельмейстером-дирижером, но и получает звание Первая Скрипка республики Лукка.
У Паганини появилась уникальная возможность устраивать неповторимые концерты оркестра и самому солировать во время религиозных праздников в соборе, где потрясающая акустика превращала игру на скрипке в божественное звучание, посланное с небес. Одновременно с постоянными концертами он дает уроки игры на скрипке принцу Феличе Бочокки – мужу Элизы.
Влюбленность и нежные отношения с принцессой творят чудеса. Никколо с неистовым вдохновением и любовью создает свои лучшие произведения. И однажды сочиняет, ставший знаменитым, «Любовный дуэт». Где звучат только две струны. Игра этого произведения напоминает дуэт гитары и скрипки. Эти струны, как бы имитируют душевную беседу двух сердец.
Восторгу принцессы не было предела. Она уже, капризно надув губы, требует новых открытий. И тут же подсказывает идею – создать произведение, которое можно исполнить на одной струне. Он выполнил эту просьбу, и посвятил военную сонату брату Элизе. Назвал ее «Наполеон».
Как известно «ничто не вечно под луной». Паганини стало в тягость однообразие. Его угнетала немыслимая праздность. Трепетная творческая душа жаждала новые впечатления. Большие концертные залы. Новые встречи со зрителями… С трудом сумел он убедить Элизу о своем желании покинуть республику. И был счастлив, когда она дала свое «Добро».
Гастроли полностью поглотили его. Вена, Берлин, Париж, Лондон… перечислены далеко не все европейские столицы, которые рукоплескали непревзойденному мастерству скрипача виртуоза из Италии. И вот однажды он встретил ее. Одного случайно брошенного им взгляда в её сторону хватило, чтобы понять – это именно та женщина, которую он мечтал встретить всю свою жизнь. Хотя смущала разница в возрасте. Ему 34 года – ей – Антонии Бианки всего 22. Но все состоялось именно так, как обоюдно пожелали их сердца.
У Антонии, на удивление, оказался прекрасный голос. И вот звучит ее трогательное меццо-сопрано, и приглушенно, тихо с аккордами, подпевают ей гитарные струны… Это были по настоящему самые счастливые минуты жизни Никколо Паганини.
Но Антонио поет не только под гитару. Вместе с Никколо и оркестром они составляют большую программу. В отдельных номерах которой, созвучно и неповторимо звучат голоса Антонио и скрипки. Исполняется не только классика и сочинения Паганини, но и мелодичные итальянские песни.
Вскоре у четы рождается сын. По желанию Никколо нарекли его Ахиллом. Теперь у отца появилась одна цель. Не только воспитать сына, но и полностью обеспечить ему безбедную жизнь. А это было возможно достичь лишь неутомимой работой. С 1828-1834 год он дал более ста концертов. Сумел-таки заработать огромное состояние. Но частые выступления, практически, отнимают у него последние силы. Жуткий, изматывающий кашель душит его.
Врачи, обследовав его, рекомендовали, как можно скорее сменить промозглый и влажный климат Европы, что для чахоточного очень опасно, и вернуться в Италию. И он, вняв их советам, возвращается в город своего детства – Генуя. Но ничего его здесь уже больше не радует. Поэтому он предпочел вернуться в свой дом в Палермо. Все реже видят его соседи, а он уже не может покинуть постель. Силы окончательно оставляют его. И однажды вечером, не изменяя своей привычке, он в последний раз окидывает любовным взглядом, лежащую рядом с постелью скрипку. Своего самого лучшего и преданного друга. Мысленно он, как бы продолжает неоконченный с ней разговор. Рука потянулась к грифу любимицы, но едва коснувшись его резко падает.
Наутро врачи констатировали смерть. Это случилось 27 мая 1840 года. Судьба отпустила ему только 57 лет. Но не скоро состоялись его похороны. Церковь, преследуя его, как безбожника, и как продавшего душу скрипача дьяволу не позволила хоронить его в итальянской земле. Если при жизни Никколо церковь не могла реализовать свои обиды скрипачу виртуозу, поскольку он не пожелал посвятить церкви ни одного произведения, как не в пример ему делали многие известные композиторы. Зато теперь, особо ретивые, могли отомстить ему беспомощному.
Забальзамированное тело больше года пролежало в подвале его дома. Затем, повозка, под управлением сына Ахилла, двинулась в путь в поисках найти покой и пристанище в земле, для великого музыканта. Но в какой бы области Италии не появлялся гроб с Никколо, всюду преследовали его церковники. И только через 47 лет тело Никколо Паганини упокоилось на кладбище в Палермо. И хотя прошло уже почти двести лет со дня смерти музыканта и композитора, но до сих пор ходят легенды о великом гражданине Италии. Например, жители острова Сент-Оноре рассказывают, что на прибрежных скалах, раньше совершенно голых, где долгое время хранился гроб Паганини, выросли удивительно красивые синие лилии. А ночами во время шторма и сквозь шум завывания ветра, прорываются звуки падающих деревьев и крики испуганных птиц и животных, так напоминающих звуки скрипки, которая в руках Никколо умела имитировать любые звуки. И людям кажется, что это сам Маэстро снова лично участвует в этом представлении природы.
Евгений Шлей
О детстве Никколо Паганини читайте здесь.
Скачать как PDF файл.