История любви – скрипка
Известно ли Вам, что над обликом и звучанием, привычной нашему взгляду и слуху – музыкальному инструменту скрипка – человечество затратило несколько сотен лет.
Но еще более интересным является тот факт, что над ее изобретением работали не только страны южной Европы, но в её создании приняли самое активное участие арабский мир, Персия и Индия, кстати, и поляки претендуют на роль создателя этого чуда-инструмента. И все потому, что по-польски скрипка именуется не иначе как «СКРИПИЦА». И российские историки также не остаются в стороне – в России в пятнадцатом веке уже существовал инструмент «СКРИПЕЛЬ». Но, как бы там ни было, нам следовало бы поблагодарить НЕБЕСА, за то, что они подарили нам это чудо, название которому СКРИПКА. Кстати, в самом начале своего пути скрипка считалась инструментом в основном и звучала обычно в трактирах, и кабаках. Лишь со временем она сумела покорить большие концертные залы, и многие композиторы, восхитившись звучанием удивительного инструмента стали специально писать для нее свои произведения.
Сегодня не случайно скрипку называют «королевой оркестра», ибо без нее просто невозможно представить современный оркестр, где главенствующие сольные партии отведены ей – КОРОЛЕВЕ. И этим заслуженным высоким званием скрипка пользуется уже более четырех веков. Она не только солирует в оркестре, но и эффектно, в зависимости от исполнителя и произведения, может выступать самостоятельно, вызывая у слушателя различные эмоции. От восторга до слез умиления. Интересно бы узнать, как складывался облик современной скрипки? Но заранее предупреждаю, что историки многих стран до сих пор претендуют на то, что именно у них родилось это чудо. Не буду оспаривать их утверждения, потому что, как известно, истина всегда находится где-то на средине. Но не привести итоги их исследований – просто не имею права.
Итак, история создания скрипки… Прежде всего необходимо назвать смычковые: арабский ребаб, германскую роту и испанскую фидель. Все они появились в начале тринадцатого и пятнадцатого веков. Именно они и стали предвестниками создания виолы и скрипки. Виола, конечно же, появилась значительно раньше. И прежде чем превратиться в «прекрасную принцессу» она прошла различные стадии совершенства. Вначале на ней играли стоя. Затем держали на коленях. И лишь позже виола перекочевала на плечо. Что и привело к идее развития самого инструмента, а также и создания совершенно нового, более изящного по форме – скрипки.
Шестнадцатый век с полной уверенностью можно назвать Веком Рождения скрипки. За её изготовление берутся итальянские мастера. До этого они производили виолы и лютни. И первым мастером, создавшим современную скрипку, стал Гаспаро Бертолотти. Именно он придал инструменту идеальную форму и применил при её изготовлении лучшие материалы.
Лиха беда – начало. И эстафету по улучшению внешнего вида и звучанию переняло семейство Амати. Имея отменный слух и безупречный вкус, они смогли довести тембр звучания скрипки до совершенства и сделать его более глубоким и нежным, а характер звучания в зависимости от произведения и исполнителя, более многогранным. И самое главное, что удалось мастеру – скрипка, как и голос человека, могла передавать настроение скрипача виртуоза. Его чувства и эмоции. Скрипка запела. Проникновенно и пронзительно. Не оставляя равнодушным ни одного слушателя.
Бертолотти и Амати стояли у истоков рождения уникального инструмента. У каждого из них были свои особенные секреты в изготовлении деталей и лаков для покрытия поверхностей, которые придавали скрипкам неповторимое звучание. Кстати, до сих пор многими ученными-химиками не раскрыта тайна этих лаков. Также невозможно разгадать тайну изготовления скрипок самых знаменитых мастеров Гварнери и Страдивари. Сегодня совершенно невозможно приобрести скрипку мастера. Слишком дорогая у них цена – целое состояние. И владеют ими настоящие исполнители-виртуозы, на концерты которых невозможно достать билеты. Потому что каждый из нас жаждет встречи с настоящей проникновенной музыкой и с удовольствием спешит на концерт для скрипки с оркестром. Нет большего наслаждения, чем услышать неповторимое звучание скрипок созданных руками великих мастеров, каждая из которых имеет свой особый голос. Изумительно божественный. Не похожий ни на один инструмент по звуку.
Евгений Шлей