История гитары
Известно ли Вам, что самый обожаемый и любимый нами музыкальный инструмент – гитара, без которой не обходится ни одна значительная встреча друзей, довольно-таки древний инструмент. И вот, представьте себе, никогда бы сам не додумался, что наша любимица гитара по возрасту старше даже самих египетских пирамид! Не верите? Желаете доказательства?
Пожалуйста! Ученые-египтологи, приезжающие в Каир практически со всего мира, уже не одно столетие посвящают себя науке изучения тайн египетских пирамид. Однажды над захоронениями фараонов они нашли барельефы праздничных сцен. На одном из них изображен музыкант, в руках которого они определили гитару, имеющую вполне современную форму – в виде изящной цифры восемь. Это была сенсация, которая в науке случается далеко не часто. Прозвучал громкий научный гром. Настоящее открытие! Кстати, в отношении пирамид уже давно идут научно-исторические споры. И мы почти убеждены, что ни сами египтяне, ни их многочисленные рабы, физически не могли при той технологии воздвигнуть столь уникальные сооружения. И это значит, что создателями этих грандиозных строений были либо атланты, как нам неоднократно заявляет научная братия, основываясь на современные изыскания, либо представители внеземной цивилизации. И в этом утверждении им трудно возразить. Именно ученые, предъявив доказательную базу, убедили нас в своих воззрениях. В чем отказать им практически невозможно.
Согласитесь, трудно исключить факт, что атланты и представители внеземной цивилизации, так же как и мы – не исключаю, что они не меньше нас любили музыку. И в этом случае, погружаясь в глубину доступных знаний, возникает очень много вопросов об истинном происхождении гитары. Почти невозможно исключить ее внеземное происхождение, но доказывать сей факт – я все-таки не берусь. Слишком хлопотное занятие.
А теперь самое время узнать – откуда же произошло это самое слово «гитара»? Оно образовалось от слияния древнеперсидского «тар» – «струна» и санскритского «сангита» – «музыка». И предполагало в самом начале четырехструнный инструмент. Получая распространения и признание ее из Азии и Африки в Европе само слово «гитара» видоизменялось множество раз. Лишь в восемнадцатом веке оно окончательно утвердилась в своем названии.
Хотя…, имеется неопровержимый исторический факт – возраст гитары превышает пять тысячелетий. Ее слушали и восторгались ее звучанием наши далекие предки за три тысячи лет до рождения Иисуса Христа. И мы – современники тоже не исключение. Разве возможно забыть волшебное обворожительное соло на гитаре у костра! Эти трогательные звуки сопровождают туристов и геологов в дальних походах. Мало того, они согревают им душу и прибавляют силы в преодолении сложных препятствий. А наши барды, пишущие стихи и мелодии специально для шести и семиструнных гитар… В этих песнях не только любовная тема, отражающая наши чувства к женщине, но и сыновья любовь к родному краю…
Можете ли вы себе представить цыганский табор без гитары? Ведь цыган без коня и гитары – не цыган… А сколько раз в исторических фильмах мы слышали и восторгались серенадами испанских и итальянских трубадуров воспевающих своих любимых и посвящая им свои лучшие песни и баллады. До сих пор их исполняют на лучших мировых сценах. Так что, по сути – гитара это составная часть огромного пласта не только европейской культуры, но и всего мира. И в ее создании на протяжении многих веков приняли самое активное участие музыканты не только Европы, но и арабских стран и даже Китая.
Но самый впечатляющий вклад, к нашей радости, в конечном облике гитары в шестнадцатом веке и до восемнадцатого, внесли итальянцы. Именно они окончательно придали форму инструменту в виде цифры восемь или же, как выражаются сегодня, контур изящного женского тела. На удивление нам, последние штрихи в создании современного облика гитары внес известный мастер музыкальной скрипки Николо Амати. Даже сегодня мы восторгаемся этими формами. Может потому, что мы привыкли к виду гитары с самого раннего детства.
И еще о вкладе итальянцев в популяризации игры на гитаре. Первая скрипка мира Никколо Паганини обожал гитару и посвятил ей более 200 произведений. Впервые использовали звуки гитары в музыкальном сопровождении своих опер композиторы Верди, Россини, Монтеверди… Превосходно владели игрой на гитаре композиторы Вебер, Берлиоз, Гуно… А российские композиторы Глинка и Чайковский самозабвенно были влюблены в музыку. Они могли часами слушать пленительную мелодию исполняемую гитаристами – виртуозами.
Самые восторженные страницы в своих произведениях посвятили гитаре поэты и писатели: Гете, Кернер, Байрон, Державин, Пушкин и Лермонтов, и многие современные писатели, и поэты посвящают гитаре лучшие строки…
А помните ли вы, что долгие годы шла незримая конкуренция между лютней и гитарой? Практически – это два родственных инструмента. В самом начале, вплоть до средины восемнадцатого века лютню поддерживала Европа, кроме Италии и Испании. И лишь во второй половине века гитара покорила Вену превосходством музыкального диапазона и тембра. Затем вся Европа признала первенство гитары. И, тем не менее, увлечение игры на гитаре можно охарактеризовать волнообразным явлением. Интерес к ней то возрастал, то ослабевал. Словно прилив и отлив.
Благодаря Италии и Испании, и их бесподобным трубадурам, любовь к гитаре была постоянной и интерес к ней только возрастал. Особенно в Испании. Именно здесь, начиная с шестнадцатого века, создается своя, особая школа игры на гитаре. Десятки непревзойденных мастеров воспитала эта школа. Благодаря им испанская гитара сегодня звучит особенно красиво и эмоционально. Сотни миллионов дисков с их концертами расходятся, как горячие пирожки.
За два последних столетия в разных странах мира гитара претерпела массу изменений. Получила различные названия и применения. Но где бы она ни звучала: на большой сцене или в кругу близких друзей ее звуки всегда желанны и согревают нам душу.
Евгений Шлей
Скачать как PDF файл.