Как зарождалась династия Штраус!
Яркий силуэт танцующей в воздухе красной скрипки и повелительный взмах смычка, словно дирижерская палочка, взрывает тишину зала. Оркестр, повинуясь этому необычному дирижеру в черном фраке, покоряет слушателей пленительной мелодией нового вальса…
А он, автор этого зажигательного вальса, не оставляющего равнодушным ни одного слушателя, напоминает сейчас шаловливого мальчишку неистово и зажигательно дирижирующего оркестром. В эти минуты он словно огромный черный кузнечик неутомимо прыгает на сцене. В левой руке скрипка, в правой смычок. Но вот свет прожекторов направляется на дирижера. И он, поворачиваясь лицом к публике, прикладывая скрипку к подбородку, одаривает зал волшебным звучанием инструмента.
В эти минуты он словно демон, с пышной кудрявой шевелюрой и черными, словно смоль, усами, с загорелым лицом и прищуренным лукавым взглядом окидывает зал… И слушатели покоренные волшебным звучанием солирующей скрипки и подпевающего ей оркестра завораживающе, с умилением и восторгом смотрят на своего кумира. И вместе с аплодисментами, и непрекращающимся возгласами « Браво», звучит фамилия композитора, дирижера и скрипача-виртуоза: Штраус, Штраус, Штраус…
Многие современники сравнивали виртуозную игру Штрауса на скрипке с игрой великого скрипача и композитора Николо Паганини. У них действительно было много общего, что в облике, что в манере играть на скрипке. И тот и другой прочно заслужил за собой звание демона. Но в отличии от Никколо, Иоганн Штраус впервые в оркестровой практике встал за дирижерский пульт и вместо дирижерской палочки использовал скрипку и смычок. Не сходя с места, продолжая дирижировать, он изредка поворачивался к публике, чтобы исполнить сольную партию. Да… Это было незабываемое зрелище. Его тело извивалось в ритме вальса. Ноги, словно заводные кружили его стройное тело. А он, неутомимо продолжая играть на скрипке, лишь изредка, легким взмахом руки то влево, то вправо, кивком головы приглашал музыкантов оркестра поддержать его. Все это вместе: завораживающая и ласкающая слух мелодия и ее исполнение – было настолько зрелищно, так впечатляло зрителей, что билеты на концерты оркестра Иоганна Штрауса раскупались за полгода…
И уже на следующий день вся музыкальная Вена вставала в очередь, чтобы успеть купить ноты нового вальса своего кумира. В те времена многие венцы умели читать их с листа. Девятнадцатый век в столице Австрии был примечателен тем, что музыкальной грамотой многие овладевали одновременно с алфавитной грамотностью. Поэтому недаром Вена, среди европейцев начиная со второй половины 18-го века, когда Австрия еще была империей, заслуженно считалась столицей европейской музыки. Здесь творили свои бесценные музыкальные произведения: Гайдн и Моцарт, Шуберт и Бетховен, Брамс и Сальери, Кальман и Легар… И много другие известные композиторы. Для любого композитора и исполнителя Европы было большой честью выступить со своим концертом в Вене…
Среди великих имен, умышленно не названа фамилию Штраус. Эта композиторская династия, состоящая из отца Иоганна и его сыновей-композиторов, вписала особо значимую страницу в историю музыки Австрии. Называя ее столицу, мы невольно ассоциируем ее с фамилией великих создателей богатого букета венских вальсов. Кстати, сама фамилия Штраус, в переводе с немецкого языка на русский, означает БУКЕТ.
И начало этому букету было положено в марте 1804 года, когда в семье хозяина гостиницы в пригороде Вены в городке Леопольдштадт Франца Боргиаса Штрауса и Барбары Дольман рождается сын Иоганн Батист Штраус. Сказать, что у Иоганна было непростое детство, значит просто отмахнуться от той жестокой реальности, которую с самого раннего детства преследовала ребенка. В семь лет он остается без матери. Она покинула сей мир, не выдержав жестокой болезни, не излечимой по тем временам, лихорадки. А еще через пять лет Иоганн лишается и отца – он утонул в Дунае. Многие полагали, что это было самоубийство из-за крупных долгов.
А его опекун, не считаясь с желанием мальчика, отдает его учиться переплетному делу. Но любовь к музыке побеждает. Иоганн самостоятельно берет уроки игры на скрипке. По воспоминаниям его первого учителя музыки А.Полишанского, в раннем детстве Иоганн любил прятаться под столом гостиничного трактира и слушать игру оркестра. Затем он выползал из своего укрытия, брал в руки скрипку и в точности копировал мелодию только что сыгранную музыкантами.
С самого раннего детства скрипка, подаренная ему отцом, стала его самым верным другом. Она заменяла ему братьев и сестер, которых у него не было. А затем заменила и родителей. Лишь на ночь расставался он с ней. Но даже во сне ему слышались сочиненные им удивительные мелодии. Волею судьбы и провидения он был рожден музыкантом и композитором. И, видимо по этому, удача благоволила ему. Уже в пятнадцать лет он играет в популярном Венском квартете Мишеля Памера. А через пять лет он уже помощник дирижера известного в Вене оркестра Йозефа Ланнера, оркестр которого развлекал посетителей в кабачке « У красного петуха». Именно здесь он и встретил свою первую любовь. Это была Анна – дочь хозяина кабачка Йозефа Штрайма, большая поклонница и ценительница музыки и танцев.
Не откладывая чувства, как говорят, в долгий ящик, Иоганн женится на Анне и 25 октября 1825 года у них рождается сын. В честь мужа мать назвала его – Иоганн. Но в музыкальную историю он вошел, как Иоганн Штраус – младший. Еще двух сыновей подарила ему Анна, а также и двух дочерей. Судьбу девочек история умалчивает, а вот мальчишки все пошли по стопам отца. А если быть более точным, последовали примеру старшего брата Иоганна. Именно на его долю выпал категорический запрет отца играть на скрипке. Уж, как только ни ухищрялся старший сын, чтобы отец не догадался, что он учится играть на скрипке, отец все равно ловил его за этим увлечением. И чем строже был отец в своем запрете, тем сильнее было желание старшего сына в совершенстве научиться играть на скрипке. Видимо здесь сработал эффект – запретного плода который, как говорят – всегда слаще.
До сих пор историки жизни Иоганна Штрауса – старшего не могут объяснить нежелание отца учить детей игре на скрипке и сохранить семейственность в профессии. Остается только догадываться о том, что в старшем сыне, в его увлечении игрой на скрипке и любви к музыке он, прежде всего, видел себя. Но то с какой настойчивостью и упрямством сын отстаивал свое право заниматься музыкой поистине пугало его. Прежде всего, он увидел в своем сыне будущего соперника. И со страхом догадывался, что сын превзойдет его не только в игре на скрипке, но и в написании музыки. Но чем больше противился Иоганн – старший увлечению старшего сына, тем настойчивее поддерживала сына Анна. Мало того, глядя на старшего брата, на его увлечение и младшие братья потянулись к учебе игры на скрипке. И это для Штрауса – старшего стало прямым вызовом. Вполне возможно именно этот семейный конфликт, который постоянно разрастался, и стал тем яблоком раздора, который привел к разводу.
Свое духовное равновесие нашел Иоганн с другой женщиной. В новой семье у них родилось семеро детей. Но это его личное дело. Не мешающее Штраусу наращивать авторитет и любовь зрителей не только Австрии, но и всех столиц Европы. Бешеный успех композитора и дирижера, а также желание материально обеспечить новую семью, заставлял его работать до изнеможения. Способствовало этому и появление на музыкальном небосклоне его старшего сына. Фактор состязания с молодым и полным энергии сыном, выбивает старшего Штрауса из колеи. Все скопившееся физическое переутомление от чуть ли не ежедневных концертов, надорвало его. Казалось бы, его крепчайшее здоровье не выдержало таких нагрузок. Эпидемия скарлатины приковывает его к постели. Зная отношение европейцев к различным болезням и их страх перед ними еще со средних веков, его вторая жена, желая спасти детей от заразы, бросает больного мужа. А Анна его первая жена, продолжавшая любить его, узнав о болезни Иоганна срочно, вместе со старшим сыном, приезжает к нему, чтобы помочь. Но они опоздали.
25 сентября 1849 года Вена, да и вся Австрия погрузились в траур. В последний путь сорокапятилетнего, несравненного композитора и музыканта оплакивала вся музыкальная столица – более тридцати тысяч человек провожали его. На кладбище старший сын Иоганн исполнил на могиле отца прощальный «Реквием» Моцарта. А вскоре, он, лишенный отцом наследства, издает за свой счет полное собрание сочинений отца. Проводив Штрауса – старшего, музыкальный мир Европы с восторгом встретил его старшего сына. И он, как мы заем, достойно понес музыкальную эстафету отца.
Евгений Шлей
Скачать текст как PDF файл.