Основание Новосибирского театра оперы и балета
Часть 2.
Значительно преобразился после реконструкции зрительный зал. Новые люстры, кожаные и удобные кресла. И незабываемый уют… Приятно поразило, что завсегдатаем оперного театра становится молодежь. Более половины зрителей в зале -они…
За основу купола было взято строение и форма обыкновенного куриного яйца. Только в отличии от толщины скорлупы яйца, если его мысленно увеличить до гигантских размеров купола театра, само бетонное создание будет в три раза тоньше скорлупы яйца. Удивительно, как оно только держится. Одним словом – чудо! И это чудо, даже после реставрации, до сегодняшнего дня своей уникальностью изумляет архитекторов всего мира. Осталось только назвать имя автора шедевра. Это Сергей Полыгин. Нелегкая судьба была уготована ему. Не обошли его репрессии тридцатых годов, а также и многих столичных зодчих – создателей уникальной архитектуры театра. Имена многих из них сегодня, после реставрации, увековечены на Стене Почета в фойе театра. И среди них особо выделяется имя создателя купола – Сергей Полыгин…
Но вернемся вновь к инженеру Г.М.Данкману. Весь план реконструкции оперного театра он изложил не только документально, но и изготовил макет будущего театра в Новосибирске. Именно этот макет в 1937 году и был представлен в Советском павильоне на Всемирной выставке в Париже. Где и был удостоен высшей награды выставки – «Гран-При»…
С окончательным определением проекта и «облика» будущего здания начался завершающий этап строительства театра и к концу 1940-го года он приобрел тот вид, который сегодня украшает визитную карточку столицы Сибири. Уже был назначен день открытия театра – 1 августа 1941 года. Утверждена новая труппа актеров…. Но все мероприятия пришлось отложить.
С началом боевых действий на фронте здание театра было использовано, как хранилище. Ведь по общей площади, занимаемой театром, он является самым крупным в России. Огромное количество помещений позволило разместить: бесценные сокровища Третьяковской картинной галереи и Пушкинского музея, государственную коллекцию скрипок из Большого театра, весь Этнографический музей, сокровища музеев Новгорода и Севастополя и многих других музеев Советского Союза, оказавшихся в зоне риска. Всего в театре разместились 22 прифронтовых учреждения культуры.
По мере выдавливания врага с территории Советского Союза, освобождались помещения и труппа театра приступила к подготовке оперных и балетных спектаклей. И вот через три дня после Великой Победы – 12 Мая 1945 года театр распахнул двери. И состоялась первая премьера нового театра с оперным спектаклем Ивана Михайловича Глинки имеющем многозначительное историческое значение – «Иван Сусанин». В самом начале звучит победное: «Славься! Славься! Родная Держава!!!» И главный Герой-Иван Сусанин ведет врага на погибель в подготовленную западню! И так будет всегда! Со всеми врагами России!
Уже многие годы с большим удовольствием выступают с гастролями на сцене Большого театра Сибири различные театры Европы и России. В репертуаре новосибирского театра представлена вся значимая палитра международной музыкальной классики. Неизгладимое впечатление на любителей балета произвела постановка балета «Шурали», поставленный на музыку гениального татарского композитора Фарида Загидулловича Яруллина.
На снимках: Сцены из балетного спектакля «Шурали».
Два года работал он над балетом, поставленный по сюжетам татарских народных сказок и поэм Г.Тукая. Очень талантливый композитор сумел создать лишь одно единственное произведение. В 1941 году он добровольцем уходит на фронт,а в 1945-ом, незадолго до Великой Победы, погибает. Но его удивительный – жизнеутверждающий спектакль-балет, о огромной любви будет вечно утверждать победу Добра над Злом.
Автор Евгений Шлей
Начало статьи читать здесь
Скачать текст как PDF файл.