Основание Новосибирского театра оперы и балета
Часть 1.
Очень скоро — в ноябре 2020 года «Новосибирский академический театр оперы и балета» будет отмечать столетие. Это событие означает создание первой творческой труппы и рождение идеи строительства ультро современного здания. Которое будет приспособлено для проведения различных массовых мероприятий, а также и специальной сцены для оперного театра в зарождающейся столице Сибири – Новониколаевске. Вскоре после принятия столь исторического решения по революционным соображениям, Новониколаевск был переименован в Новосибирск.
А идея строительства огромного и необычного театра в новой столице возникло после оглушительного успеха от просмотра премьеры оперы «Князь Игорь» композитора А.П.Бородина в исполнении первого сибирского театра оперы и драмы в Омске. Ария Игоря, с его часто повторяющейся просьбой – «Дать ему свободу…» -очень гармонировало всеобщему революционному порыву. Именно это желание соответствовать новому веянию молодой Советской власти о широком проникновении культуры в народные массы, и определило судьбу создания большой труппы нового оперного театра. Вы не поверите, но первоначальный штат театра составил 520 человек. Из которых более 300 человек были конкретно артисты и музыканты. Остальные, естественно, административно-управленческая номенклатура. Как же без нее. И весь состав сибирской оперы и драмы был переведен в будущую столицу Сибири.
Забегая вперед скажу, идея широкого внедрения культуры в массы удалась. Как говорят, на все сто процентов. А то и более. Сегодня, чтобы приобрести билет на очередную оперу или балет понадобится немало усилий. От двух до трех месяцев потратите вы на оформление заказа… Кстати, опера «Князь Игорь», символично определившая судьбу строительства в Новосибирске Большого театра Сибири, до сих пор пользуется неослабевающим интересом у зрителей. Сам же театр однозначно является гордостью сибиряков. Тысячам туристов из различных стран мира он оставил о себе самое яркое впечатление не только оригинальной архитектурой здания, ставшего памятником зодчества тридцатых годов, но и неповторимой игрой актеров.
Один из первых балетных спектаклей Новосибирского театра оперы и балета стал балет на музыку П.И.Чайковского «Лебединое озеро».
Но все по порядку. Интересно ведь узнать — откуда и как возник в самом центре сибирской столицы шедевр архитектуры тридцатых годов, впитавшей в себя все новаторские идеи лучших зодчих России. На создание проекта и строительства современного театра страна Советов не поскупилось на расходы. Еще бы! Ведь первоначально здание планировалось огромным с неповторимыми размерами зрительного зала – до трех тысяч мест, а также гигантской сцены на которую могли бы в праздничные дни входить колонны демонстрантов и различная техника: трактора и машины. Таков был первоначальный вариант. А как иначе? Сибирский Дом культуры и науки должен был стать образцом новаторской архитектуры.
Именно под эти уникальные размеры первоначально во второй половине мая 1931 года и был заложен фундамент и выведены стены. А уже к концу сентября было завершено возведение основных опор здания. А через полтора года уже была выполнена третья часть работ: возведены стены вестибюля и зрительного зала. Здание будущего театра в революционном конструктивном стиле уже возвысилось в центре города. Уже планировалось, что в следующем 1934 году в новом здании Дворца пройдет съезд Советов делегатов Западной Сибири…
И вдруг, строительство было остановлено. Архитекторы и начальник строительства были отстранены от работы. Вскоре в Москве вторично состоялся творческий конкурс на строительство Сибирского Дворца культуры. Непросто было победить в этом состязании, потому что надо было: во-первых исходить из того, что уже сделано, а во-вторых учесть, что все конструктивизмы и новшества в архитектуре руководством конкурса не приветствовались. Следовало учесть еще и тот факт, что в августе 1935 года Народный Комиссариат Просвещения отказывается от проекта «панорамно-планетарного театра». И решено было изменить проект многофункционального Дворца культуры на обычный оперный театр. К большому сожалению, академики архитектуры так и не смогли выявить победителя в этом конкурсе. И судьбу завершающих работ по введению театра в строй решил секретарь крайкома КПСС Р.И.Эйхе.
Инженер-новатор Г.М.Данкман разрабатывает совершенно неожиданный вариант реконструкции фактически уже построенного здания. Он значительно уменьшает зрительный зал, подвешивает дополнительно акустический потолок, прикрывающий купол. Кстати, сам купол театра, украшающий здание заслуживает особого внимания. Благодаря своей необычной форме он позволил до высшего предела увеличить акустическую эффективность игры актеров, позволяющий прекрасно слышать их речь и пение в любой точке зрительного зала. Вплоть до шепота.
Сцена из балетного спектакля «Шурали».
Автор Евгений Шлей
Продолжение читать здесь
Скачать текст как PDF файл.