Вторая жизнь мадам Тюссо…
Жизнь и смерть тесно переплелись в судьбе и творчестве мадам Тюссо. Самим Провидением, ей была дана власть над временем. И все потому, что она научилась останавливать процесс старения своих героев. И сохранять их образы не только на долгие десятилетия, но и на сотни лет. Сегодня этот процесс сохранения образа человека для некоторых людей порою превращается в развлекательное шоу. Многие известные политики, а также многочисленные представители из артистической когорты горят желанием приобрести своего «двойника» в виде восковой фигуры. Сразу же оговорюсь, это «удовольствие» стоит чрезвычайно дорого. И нет гарантии, что сие творение, если оно даже будет воплощено, попадет в зал музея.
В то же время скульпторы и менеджеры, работающие вместе с правнуками и праправнуками их прославленной бабули – мадам Тюссо, возьмутся за работу лишь в одном случае – обладатель «двойника» прежде всего, должен быть широко известным человеком и представлять огромный интерес для всех посетителей музея. Но есть и исключения, когда восковую фигуру изваяют бесплатно: это королевские династии, известные всему миру ученые, президенты значимых государств, а также крупные государственные деятели, от которых зависит судьба мира. И еще артисты, музыкальные диски которых превысили миллионные тиражи. Эти категории людей всегда были и останутся самыми востребованными героями музея имени «Мадам Тюссо». Над их образами начинают работать задолго до того, как человек приобретет всемирную славу. Например, Америка еще только готовилась избрать президента, а над двойником господина Трампа уже усердно трудились скульпторы музея. К вашему сведению, процесс изготовления любой фигуры очень долгий, на него уходит до четырех месяцев. Поэтому, чтобы изготавливаемый двойник был интересен широкому кругу посетителей, порою необходимо заблаговременно предугадать интересного человека. Обладать особым чутьем предвидения и хорошо знать историю. Именно такими данными и владеют сегодня продолжатели великого наследия мадам Тюссо…
Лишь только были обнародованы предварительные результаты скандального голосования в Америке, как в импровизированный кабинет президента Белого дома в музее, в тот же день по праву «вошел» новый хозяин – Дональд Трамп.
Сегодня музей «двойников» имени ее основательницы-«Мадам Тюссо» – самый посещаемый в мире. Чтобы побывать здесь, нужно заблаговременно заказать билет, стоимость которого, превышает 30 фунтов стерлингов. Но эта дороговизна не останавливает туристов. Потому, что каждому из нас интересно встретиться со своими кумирами и широко известными историческими личностями. Сфотографироваться с ними. А то и просто обнять любимчиков и запросто, фамильярно, похлопать по плечу. И такое «обожание» не вредит «двойнику». Он изготовлен прочно и надежно, и, словно живой человек, способен перенести не только «обнимашки», но и поцелуи. Особо зацелованных близнецов обслуживающий персонал тщательно очищает от следов помады вечером. Наутро они снова свежие, словно душ приняли.
Более 160-ти лет прошло после кончины основательницы музея. А дело ее живет и процветает. И сегодня широко известно во всем мире. Ее потомки бережно хранят память о своей знаменитой прабабушке. Филиалы головного музея в Лондоне открыты и пользуются возрастающим интересом во многих странах мира. Только в одной Америке их шесть. Англия, Нидерланды, Азия, Россия и это далеко не полный перечень музеев… Но самое главное, есть музей и во Франции – родине мадам Тюссо. Правда, при рождении, в 1761 году, у нее была совсем другая фамилия. Ее родной отец, которого она практически не знала, подарил ей только свою фамилию – Гросхольтц. Ну а уж имя – Анна Мария, дала ей мать. Которая одна растила свою единственную дочь.
Много интересных исторических исследований проведено в отношении отца Анны Марии. Одни историки утверждают, что ее отец был военным и после рождения малютки быстро покинул Страсбург. Другие, и таких немало, приводят факты совершенно противоположные. Будто отец Анны Марии был самым страшным палачом французского города Страсбург. Где и родилась мадам Тюссо. Человек он был не только жестоким, но и впечатлительным. После каждой казни, которая, обычно проводилась при большом скоплении людей, имел привычку в подробностях рассказывать дома об этом страшном процессе. До отсечения головы и после. Вполне возможно, что под впечатлением таких рассказов Анна Мария с раннего детства стала проще воспринимать жизнь и смерть. Для нее это стало обычным явлением. Но утверждать подобные исследования мне не хочется. Как-то не верится в подобное.
Мать Анны Марии, когда дочь была еще совсем крохотулей, устроилась экономкой у доктора-анатомиста Филлипа Кертиса. Помимо своей основной работы поталогоанатомии и изучению причины смерти трупов, доктор страстно увлекался изготовлением восковых фигур – двойников умерших. Вначале снимал с них посмертные маски, а затем кропотливо лепил из воска бюст умершего. Но со временем многие родственники «почивших в бозе» пожелали иметь свой бюст еще при жизни. На память себе любимому, да и в назидание потомкам, чтобы не забывали.
Очень быстро новое веяние охватило значительную часть жителей Страсбурга. Страстное увлечение доктора переросло в профессию, которой пришлось посвятить все время. И, таким образом добровольно сложить свои докторские обязанности. Желание получить идеальную копию своего бюста среди горожан росло, как снежный ком. Объяснить такое явление можно чисто с экономических соображений. Фотографии в то время еще не существовало, а живописный портрет в исполнении художника по цене многим был просто неподъемным. А вот бюст, изготовленный из воска, стоил значительно дешевле. И поэтому приобрести его хотелось очень многим. Каждый жаждал оставить память о себе. Поэтому, за короткое время Филипп сумел накопить необходимую сумму и выкупить в Париже квартиру и салон. Куда вместе с ним и переехала мать Анны Марии, когда ребенку не было еще и четырех лет.
И вот с этого момента, с их переезда, начинается самое интересное. У Филиппа Кертиса не было своих детей. Поэтому малышку он воспринимал, как родную дочь. Ему нравилась ее любознательность и желание помогать ему. И поэтому все свободное время он уделял ей. Филипп первый открыл у Анны огромный талант художника. И начал постепенно приобщать ее к своему увлечению – лепить из воска бюсты людей. Ребенку, впрочем, как и всем детям, очень нравится быть похожими на взрослых. И Анне тоже хотелось лепить из воска с разрешения учителя различные фигурки животных. Но это надо было еще и заслужить. Филипп ставил перед ней условие – вначале она должна нарисовать, к примеру, вазу с цветами. И если она сумеет нарисовать натюрморт с точной передачей всех полутонов и игру света, то только тогда в награду она получала кусок воска и лепила различных зверушек. И когда удавалось сделать точную копию животного, то учитель радовался больше, чем сама Анна. С каждым шагом задания усложнялись. Через пару лет Анна уже могла рисовать портреты с поразительной схожестью с оригиналом. И так шаг за шагом, медленно, но верно к своему шестнадцатилетию Анна Мария научилась профессионально работать с воском, а также моделировать прически, и на великолепном уровне владеть мастерством кройки и шитья. По классу лепки из воска догнала учителя, заменившего ей отца.
В столь юном возрасте она стала для Кертиса полноправным компаньоном семейного бизнеса. Помимо лепки, Анна заботилась о том, чтобы по доступной цене доставать качественный воск. Договаривалась с различными парикмахерскими, а то и с тюрьмами о поставке натуральных волос.(Все заключенные по традиции подвергались стрижке «под ноль»). Потому что все бюсты и скульптуры выполнялись только с естественными волосами. Эта традиция, кстати, жива и сегодня. Все фигуры до сих пор делаются по старинной технологии. Выверенной и отработанной Анной Марией под руководством Филиппа Кертиса. Именно в эти годы проявился ее талант не только доставать необходимые для работы материалы, но и умение вести все экономические и хозяйственные дела в их фирме.
Однажды учитель – а было это в феврале 1778 года, приглашает Анну на моделирование лица в одну из гостиниц Парижа, где остановился на постой великий философ и писатель Франсуа Мари Аруэ широко известный во всем мире под псевдонимом Вольтер. До встречи с Вольтером Анне никогда не приходилось моделировать лица. Это прерогатива всегда принадлежала только мастеру. Поскольку это был самый сложный процесс в изготовлении «двойника». И вот в канун своего семнадцатилетия, Анна впервые приступила к своему первому уроку по моделированию. Все делала тщательно: слепок лица, измерение роста и объем тела. И в этот же день приступила к изготовлению двойника. Через два месяца копия Вольтера была готова. Учитель, обычно строгий, всегда находивший недоработки, на этот раз был в восторге от работы Анны. С этого дня он присвоил ей титул – КОЛЛЕГА.
И надо же такому случиться, что через неделю умирает Вольтер. Еще не успели его похоронить, а в витрине мастерской встал его двойник. Такое трудно было даже представить. А тут наяву, вопреки всем смертям, стоит, словно живой – любимец французов – Вольтер. Это был полный фурор. Весть об этом разлетелась по столице со скоростью звука. К салону Кертиса потянулись толпы парижан. И вместе с ними королевская семья и дворцовая знать. Вскоре король Людовик XVI-ый и его супруга Мария – Антуанетта предложили Анне Марии переехать в Версаль. Здесь она почти десять лет живет в идеальных условиях и не только совершенствует свой талант, но и учит рисованию и лепке детей королевской семьи и дворцовой знати.
Неумолимо приближался 1789 год. На улицах Парижа становится неспокойно. И вот, словно гром раскатисто грянула Великая революция. 11 июня восставшие штурмом берут Бастилию. И освобождают всех заточенных режимом революционеров. И освобожденное место тут же заполняется французской знатью и роялистами. Анна, поскольку во время взятия королевского дворца находилась в комнатах обслуживающего персонала, оказывается в одной камере вместе с будущей женой Наполеона Жозефиной Богарне. В будущем это знакомство с сокамерницей также сыграет положительную роль в ее творчестве. А в это время в самом центре Парижа восставшие устанавливают гильотину. И каждый день здесь казнят десятки человек.
Эту страшную ночь Анна Мария сохранила до последней минуты своей жизни. Такое душевное потрясение и животный страх забыть практически невозможно. Помнится все, чуть ли ни поминутно. Поздно вечером в их камеру зашел служитель Бастилии, готовивший, приговоренных революционным судом, к казни. Ей сообщили, что завтра она будет казнена. И по существующей процедуре ее лишили пышной шевелюры. Считанные часы отделяли ее жизнь от смерти. Две молодые женщины: Анна Мария и Жозефина, обнявшись, горько оплакивали свою судьбу. Всю ночь Анна просила Всевышнего защитить ее. Как никогда, ей хотелось только одного – ЖИТЬ. И эти страстные молитвы были услышаны.
А в это время, на другой стороне Бастилии, за рекой Сеной, узнав о несчастье постигшей Анну Марию, Филипп Кертис дошел до самых революционных верхов. И добился освобождения своей любимицы. Он сумел внушить революционерам, что качественно снять посмертную маску короля и его супруги, в память для будущих поколений сможет только Анна Мария. И, каково же было удивление Анны, морально уже приготовившаяся к смерти, когда она перешагнула ворота Бастилии. Но ждали ее не палачи, а ее самый близкий и дорогой ей человек – Филипп Кертис. Еще мгновение… и она тут же попадает в жаркие объятия своего учителя и благодетеля.
Но выпустили ее с одним условием. Новое революционное правительство предложило ей готовить посмертные маски с лиц известных людей, после казни. Многие из которых были ее друзьями. Отказаться от такого предложения было очень рискованно. Среди первых посмертные маски были сделаны ею с лица Марата и его убийцы женщины. Одежда которой была залита кровью. Этот жуткий дуэт убийцы и жертвы стал началом групповых сцен, которые откроют собой особый раздел будущей выставки. К ним же будут добавлены казненные на гильотине, король Людовик ХVI-ый и его супруга Мария-Антуанетта. С того самого дня она стала сотрудничать с революционерами. И вскоре у нее создалась огромная коллекция посмертных масок. Ставших, в последствии, целой галереей скульптур вошедших в раздел выставки под названием «Комната Ужасов». Посещение которой, даже сегодня вызывает озноб от страха видеть нечто подобное. Сама Анна впоследствии признавалась, что плата за эти маски морально была очень высокой. Ее не покидало чувство постоянной вины, будто и она своей работой по снятию масок невольно участвовала в этих казнях.
Но, как бы трудно не складывались обстоятельства, а жизнь по праву брала свое. Надо было работать и жить. А дела в музее близнецов с каждым днем шли все хуже и хуже. И в эти грустные для их общего дела времени появился просвет. Хотя он также был связан со смертью двух великих людей. Анна Мария работает над близнецом Жан-Жака-Руссо по заранее смоделированным маскам . Этот великий человек мира с многосторонними взглядами на мир, искренне симпатизировал революции. И, исходя из революционной необходимости, философски разработал теорию государственного управления. Одновременно с образом Жан-Жака-Руссо – любимца революционеров и парижан Анна Мария создает восковую фигуру Бенджамина Франклина, который горячо поддержал французскую революцию и был одним из лидеров борьбы за независимость Америки. Выставив эти фигуры для всеобщего обозрения, Анна Мария и Филипп Кертис снова смогли привлечь посетителей. Даже сам Робеспьер пожелал увековечить свой образ.
А вскоре Анна Мария обручилась с инженером Франсуа Тюссо. Отныне она приобрела новую фамилию, которую по наследству передала своим двум сыновьям, внукам и правнукам. Да и сам музей навечно, по желанию родственников, сохранит имя его основательницы. Но это произойдет в будущем. А пока, возвращаясь к сутолоке семейной жизни, следует сказать, что она не сложилась. Франсуа оказался не только азартным игроком, но и беспробудным алкашом. Терпению Анны пришел конец. Но неудачи не покидают мадам Тюссо. Вскоре умирает Филипп Кертис. Для мадам это была самая большая потеря. Все имущество и десятки скульптур и бюстов двойников Филипп полностью завещает мадам Тюссо.
Но, как говорят, беда не приходит одна. Вскоре к власти приходит Бонапарт. И новое правительство, изыскивая резервы, решило национализировать музей восковых фигур. В это время он был самым популярным зрелищным заведением столицы и приносил неплохой доход. Узнав об этом, Анна обращается с просьбой о помощи к своей «сокамернице» Жозефине Богарне ставшей в это время женой императора. Кстати, по просьбе Жозефины Анна увековечила образ Наполеона, создав его точную копию в воске. Желая временно переждать смутные времена и спасти коллекцию фигур, счет которых уже далеко превысил за сотню, Анна решила выехать в Англию и там продемонстрировать широкой публике исторические личности Франции. Бонапарт не смог отказать в просьбе Жозефине и мадам Тюссо получило «добро» на выезд, вместе со своим музеем.
А вскоре после ее переезда в Англию началась война между Францией и Англией. И мадам Тюссо – именно так ее теперь называют, решается на то, чтобы окончательно обосноваться в Лондоне. Потому, что назад путь ей, как говорят, «был заказан» .Благо денег у нее на первое время было достаточно. Да и целая галерея восковых «двойников» у лондонцев вначале вызвала повышенный интерес. Но Анна Мария понимает, что интерес к французской истории – дело временное. Поскольку англичане любят свою историю намного больше, чем французскую. И уже имеющая практический опыт, она без труда определяет значительные исторические образы ее новой родины. Один за другим в салоне мадам Тюссо появляются фигуры двойников: Ричарда Львиное сердце – неуемного рыцаря, бредившего крестовыми походами и неудачного короля в 11-ом веке. А также короля Генриха VII, укрепившего королевскую власть в средине 15-го века и продолжившего династию Тюдоров. Эти две очень значимые фигуры в истории Великобритании не могли не вызвать огромного ажиотажа среди посетителей. Еще бы, им представилась возможность воочию встретить великих двойников. И это было только начало. Затем Анна Мария смоделировала образ Марии Стюарт. И когда ее двойник появился в зале салона, интересу англичан не было предела. Практически каждый хотел увидеть королеву Шотландии, проведшей 20 лет в замке Фотерингей и мужественно отказавшейся от свободы предоставленную ей соперницей Елизаветы Первой. Только эшафот в феврале 1578 года лишил ее претензий на английский престол.
Не стихающий интерес англичан на долгие годы был обеспечен появлением в салоне двойника королевы Марии Тюдор. За которой, на века упрочилось имя «Кровавая Мэри». Именно она, как говорят, мечом и огнем внедряла в стране католицизм. Более 300 человек, сопротивлявшихся насильственному внедрению католической веры, были отправлены на костер. Лично сама она не участвовала на допросах и не подписывала смертельных списков. С ее благословения это делали неистовые служители католической церкви и юристы. Именно поэтому, она и получила столь мрачное имя. И если многим правителям Англии установлены памятники, то во всей стране вы не найдете ни одного, который был бы поставлен Марии Тюдор. Ее имя народ просто предал анафеме.
Не обошла своим вниманием мадам Тюссо и борца за идеалы пуританства Оливера Кромвеля. Очень значимой фигуры в истории Англии. Именно он в 1642 году возглавил парламентскую армию и сверг короля Карла Первого. Кстати, потомки не забыли его заслуги и поставили ему памятник в Вестминстере.
Незаметно, словно пролистывая страницы интереснейшей книги, пролетают годы. Мадам Тюссо уже десятки лет активно гастролирует со своей выставкой по всем крупным городам Англии. За это время подросли сыновья, которые стали ей активно помогать. Их детство полностью – один в один – повторило детство их матери. Они тоже росли в творческой обстановке и активно с раннего возраста помогали матери во всем. И, к счастью мадам Тюссо, дети переняли ее талант полностью. И стали ей прекрасным подспорьем. Все вместе переносили тяготы переездов.Вместе творили. Но всему наступает предел. Сыновья сумели убедить мать вернуться в столицу и создать там, на постоянной основе стационарной музей. С того времени музей приобрел свое окончательное название: Музей Мадам Тюссо.
В дальнейшем обустройстве и поиске исторических личностей и известных современников, способных войти в историю страны добровольно помогает мадам уже ставший известным в то время писатель девятнадцатого века Чарльз Диккенс. Он был великолепным знатоком Лондона и оказал ей огромную помощь в знакомстве с городом и его людьми. Помог с рекламой и ввел ее в высшее общество столицы. О мадам заговорили, и множество лондонцев стремились воочию увидеть восковые фигуры двойников. Тем более, что среди множества фигур из Франции уже немало было изготовлено двойников конкретно в Англии.
Вскоре пошли внуки. И вместе с ними у мадам появилось желание предвидеть в детях будущих великих деятелей. В 1832 году она моделирует лицо и фигуру тринадцатилетней принцессы Виктории. Кстати эта процедура, как обычно, занимает очень много времени. Требуется произвести более 500 различных замеров. Но это дело техники. Благодаря которой вскоре фигурка юной Виктории занимает в музее самое почетное место. И Виктория до последнего дня была благодарна ей за это. Конечно, еще не раз появятся в музее различные по возрасту двойники королевы.
И все-таки годы берут свое. Ей все тяжелее справляться с работой. Болезни одолевают ее. В 1850 году Анна Мария Тюссо на 89- ом году жизни оставила сей бренный мир. Передав своим детям и внукам великую Империю развлечений. И имя этой империи – «Музей мадам Тюссо». Сама же мадам уже в приличном возрасте, вернее ее двойник, который находится у входа, встречает и провожает вас. Ее усталый взгляд говорит о многом. Именно такой образ основательницы музея избрала семья, чтобы представить посетителям умудренную жизненным опытом великую женщину.
Автор Евгений Шлей, фото автора.
Скачать файл как PDF файл.