Путь в родную гавань
Командор спешил. Уж слишком хорошо знал он эти северные широты, чтобы задерживаться здесь на более долгое время. Еще по Первой экспедиции, когда предстояло ответить на вековечный вопрос: „Сошлась ли Азия с Америкой?“ Тогда, 15 августа 1728 года, достигнув на боте „Святой Гавриил“ крайней северной точки-67 градусов, 19 минут северной широты, Беринг ответил – континенты не сходятся.
И это все, что успела сделать в тот год его экспедиция. Неустойчивая погода северных широт вынудила мореходов прервать исследование. Север в своих туманах и холодах надежно хранил принадлежащую только ему белую тайну.
И вот теперь, спустя 13 лет, его экспедиция открыла Аляску, что стало естественным продолжением освоения Сибири, и исполнения Указа Петра 1 об исследовании северной части Охотского моря. Именно Петру 1, великому реформатору России, присягнул на верность, будучи еще совсем молодым, датский моряк Витус Ионассен (Иван) Беринг. Сколько воды утекло с того времени. Сколько научных открытий сделал бесстрашный мореход. И открытие Аляски, по счастливому случаю, совпало с его шестидесятилетием. И теперь, когда работы было „непочатый край“ им необходимо было все прервать и отправляться в обратный путь. Им надо спешить. Скорее, скорее в Петропавловск. Определяющим толчком послужила смерть матроса Шумагина. Остров, где похоронили моряка, назвали его именем. Но, как говорят, беда не приходит одна. Еще пять моряков, приковала неизвестная болезнь к постели.
На Запад, домой, в родную бухту заспешили корабли. Строго следуя курсом Норд – Вест. На обратном пути экспедиция открыла целую гряду Алеутских островов. По расчетам штурманов скоро должна была показаться Камчатка, но ее все не было. А в начале сентября поднялся шквальный ветер. Погода резко ухудшилась. Но корабли продолжали упорно идти вперед. И вот 25 сентября экспедиция вышла к группе мелких Андриановских островов. В тумане они создавали впечатление крупного материка. Но оставаться здесь на зимовку было опасно. Не было подходящей бухты, да и физическое состояние команды двух кораблей было неважным. 13 октября записалось еще 21 человек больных. И, как назло, после некоторого затишья, снова начался шквальный шторм. Кто бывал в этих широтах, тот знает, что в это время года здесь зачастую ниже 8-9 баллов не бывает. А это ни много – ни мало, а 18-20 метровые волны, полностью накрывающие собой шхуны.
И нужно обладать не только мужеством, но, прежде всего большим мастерством, чтобы выводить корабль на самый гребень волны, а уж затем – суметь удержать штурвал при резком падении корабля вниз. Даже современные корабли кажутся мелкой ореховой скорлупой при такой стихии. Что уж говорить о кораблях, принимавших участие во Второй Камчатской экспедиции. Флагманское судно, например, было длиною 24 метра (80 футов) и шириною 6,6 метра (22 фута). С большим трудом: по пол-узла, узел продвигаются корабли вперед. Это где-то 6-12 километров в час.
Медленно, но верно шли корабли к берегам России. Но погода с каждым днем все более и более зверела. Под улюлюканье и непрерывный свист ураганного ветра, когда небо полностью смешалось с водой, уже невозможно было определить, где ты: в небесах или же в кипящей морской пучине. Этот отрезок пути больше всего походил на ад. Плюс ко всем превратностям судьбы 15 октября пошел первый снег. Резко понизилась температура воздуха. И корабли покрылись толстым ледяным панцирем. Теперь они напоминали страшные привидения, накрытые белым саваном.
18-го октября заболел командор. Тоже непонятной болезнью, как и остальные члены команды. Почти каждый день умирают люди. И, наконец-то, 4 ноября впереди показалась Камчатка. Облегченно вздохнули моряки, предчувствуя тепло домашнего очага. Но берег не порадовал их. Здесь уже лежал метровый снег и вернувшийся с обследования десант принес печальную весть-это не Камчатка. Это пустынный остров.
С рассветом вся команда трудилась в „поте лица“: строила временное жилище и копала братскую могилу для 12 умерших моряков.
Командор уже не вставал. С большим трудом он продолжал делать записи в бортовом журнале: «20 ноября. Пакетботы выбросило на берег. До лета нам отсюда не выбраться. 8 декабря. Передаю командование экспедиции лейтенанту Свену Ваксену…» Перо на какое-то время задержалось на бумаге. Рука, с трудом сжимавшее его, резко упала в изнеможении. Это была последняя воля командора…
Похоронили его по православному обычаю на самом берегу острова, который и получил его имя. В память о его заслугах перед Отечеством на могиле Беринга был установлен огромный деревянный крест, который виден за десятки морских миль. До сегодняшнего дня благодарные потомки мореходов бережно ухаживают за его могилой. И моряки, проходящие мимо этого острова, под каким бы флагом ни шло их судно, отдают дань почтения великому гражданину России. В дни празднования 250-летия со дня открытия Аляски к берегу острова Беринг причалил учебный парусный фрегат «Паллада». Молодые моряки почтили память величайшего морехода — исследователя северных территорий Витуса Ионассена (Ивана) Беринга.
(Продолжение следует)
Евгений Шлей, фото автора
Скачать текст как PDF файл.