Америка в истории России – 4

Путь в родную гавань

      Прослушать текст статьи

Командор спешил. Уж слишком хорошо знал он эти северные широты, чтобы задерживаться здесь на более долгое время. Еще по Первой экспедиции, когда предстояло ответить на вековечный вопрос: „Сошлась ли Азия с Америкой?“ Тогда, 15 августа 1728 года, достигнув на боте „Святой Гавриил“ крайней северной точки-67 градусов, 19 минут северной широты, Беринг ответил – континенты не сходятся.
И это все, что успела сделать в тот год его экспедиция. Неустойчивая погода северных широт вынудила мореходов прервать исследование. Север в своих туманах и холодах надежно хранил принадлежащую только ему белую тайну.
И вот теперь, спустя 13 лет, его экспедиция открыла Аляску, что стало естественным продолжением освоения Сибири, и исполнения Указа Петра 1 об исследовании северной части Охотского моря. Именно Петру 1, великому реформатору России, присягнул на верность, будучи еще совсем молодым, датский моряк Витус Ионассен (Иван) Беринг. Сколько воды утекло с того времени. Сколько научных открытий сделал бесстрашный мореход. И открытие Аляски, по счастливому случаю, совпало с его шестидесятилетием. И теперь, когда работы было „непочатый край“ им необходимо было все прервать и отправляться в обратный путь. Им надо спешить. Скорее, скорее в Петропавловск. Определяющим толчком послужила смерть матроса Шумагина. Остров, где похоронили моряка, назвали его именем. Но, как говорят, беда не приходит одна. Еще пять моряков, приковала неизвестная болезнь к постели.
На Запад, домой, в родную бухту заспешили корабли. Строго следуя курсом Норд – Вест. На обратном пути экспедиция открыла целую гряду Алеутских островов. По расчетам штурманов скоро должна была показаться Камчатка, но ее все не было. А в начале сентября поднялся шквальный ветер. Погода резко ухудшилась. Но корабли продолжали упорно идти вперед. И вот 25 сентября экспедиция вышла к группе мелких Андриановских островов. В тумане они создавали впечатление крупного материка. Но оставаться здесь на зимовку было опасно. Не было подходящей бухты, да и физическое состояние команды двух кораблей было неважным. 13 октября записалось еще 21 человек больных. И, как назло, после некоторого затишья, снова начался шквальный шторм. Кто бывал в этих широтах, тот знает, что в это время года здесь зачастую ниже 8-9 баллов не бывает. А это ни много – ни мало, а 18-20 метровые волны, полностью накрывающие собой шхуны.
И нужно обладать не только мужеством, но, прежде всего большим мастерством, чтобы выводить корабль на самый гребень волны, а уж затем – суметь удержать штурвал при резком падении корабля вниз. Даже современные корабли кажутся мелкой ореховой скорлупой при такой стихии. Что уж говорить о кораблях, принимавших участие во Второй Камчатской экспедиции. Флагманское судно, например, было длиною 24 метра (80 футов) и шириною 6,6 метра (22 фута). С большим трудом: по пол-узла, узел продвигаются корабли вперед. Это где-то 6-12 километров в час.
Медленно, но верно шли корабли к берегам России. Но погода с каждым днем все более и более зверела. Под улюлюканье и непрерывный свист ураганного ветра, когда небо полностью смешалось с водой, уже невозможно было определить, где ты: в небесах или же в кипящей морской пучине. Этот отрезок пути больше всего походил на ад. Плюс ко всем превратностям судьбы 15 октября пошел первый снег. Резко понизилась температура воздуха. И корабли покрылись толстым ледяным панцирем. Теперь они напоминали страшные привидения, накрытые белым саваном.
18-го октября заболел командор. Тоже непонятной болезнью, как и остальные члены команды. Почти каждый день умирают люди. И, наконец-то, 4 ноября впереди показалась Камчатка. Облегченно вздохнули моряки, предчувствуя тепло домашнего очага. Но берег не порадовал их. Здесь уже лежал метровый снег и вернувшийся с обследования десант принес печальную весть-это не Камчатка. Это пустынный остров.
С рассветом вся команда трудилась в „поте лица“: строила временное жилище и копала братскую могилу для 12 умерших моряков.
Командор уже не вставал. С большим трудом он продолжал делать записи в бортовом журнале: «20 ноября. Пакетботы выбросило на берег. До лета нам отсюда не выбраться. 8 декабря. Передаю командование экспедиции лейтенанту Свену Ваксену…» Перо на какое-то время задержалось на бумаге. Рука, с трудом сжимавшее его, резко упала в изнеможении. Это была последняя воля командора…

Похоронили его по православному обычаю на самом берегу острова, который и получил его имя. В память о его заслугах перед Отечеством на могиле Беринга был установлен огромный деревянный крест, который виден за десятки морских миль. До сегодняшнего дня благодарные потомки мореходов бережно ухаживают за его могилой. И моряки, проходящие мимо этого острова, под каким бы флагом ни шло их судно, отдают дань почтения великому гражданину России. В дни празднования 250-летия со дня открытия Аляски к берегу острова Беринг причалил учебный парусный фрегат «Паллада». Молодые моряки почтили память величайшего морехода — исследователя северных территорий Витуса Ионассена (Ивана) Беринга.

(Продолжение следует)

Читать дальше

Евгений Шлей, фото автора

Скачать текст как PDF файл.

Поделиться:


No Comments Yet.

Leave a comment

By using this form you agree with the storage and handling of your data by this website. See our Privacy Policy