А нужен метроном?
Всем музыкантам, или же людям, которые хоть немного связаны с музыкой, давно известны механический и электронный метрономы.
В этой статье хотелось бы сделать акцент на актуальности этого предмета, якобы очень нужного и помогающего исполнять музыку ритмично. На самом ли деле он помогает ритмично играть?
Исходя из пособий многих выдающихся музыкальных деятелей ясно видно, что темп тесно взаимодействует с ритмом, динамикой, агогикой.
Ритм, о котором идет речь, есть самым важным, наравне с темпом, в исполнении сочинений венских классиков Моцарта, Гайдна, Бетховена.
Дабы перейти непосредственно к теме стоит написать хоть немного о трех этих гигантах эпохи классицизма.
Моцарт – вокальный, оперно – симфонический композитор, суть творчества которого состоит в вокальности.
Гайдн – выдающийся оптимист, известный 104 чудесными симфониями, суть исполнения творчества которого состоит в ровности, по большей мере творческого наследия раскрытию того оптимистичного, милого и немного грубого смысла, который он заложил в известную нам музыку.
Бетховен. Об этом немце много говорить не нужно. Драматическое и веселое, пасторальное и патетическое, насыщенное гениальной гармонией творчество, по крайней мере хотя бы его 20% знает каждый уважающий себя и интересующийся миром человек.
На каждом академконцерте, экзамене, конкурсе, всегда требуют исполнение крупной формы, сонатного allegro троих вышеперечисленных венских классиков. Значит, каждый (возьмем пианистов) пианист много раз сталкивался с проблемой темпо – ритмического “правильного” исполнения сонаты, концерта или же симфонии.
Дабы ученик играл “ровно”, большинство педагогов, ну а потом и их ученики, используют метрономы. Обозначенный темп на его табличке, маятник, четко и ровно отбивающий необходимое количество ударов в минуту, простота и надежность в использовании значительно облегчают, как кажется на первый взгляд, работу педагога и учащегося.
И в большинстве случаев, уже закончив музыкальную школу и поступив в училище, студент с неиссякаемым желанием учится понимает, что что – то не так. “Метроном раздражает меня! Я не могу ровно играть! Зачем он вообще нужен?!” – такие чудные речи студенты слышат от своих однокурсников.
И в самом деле, оказывается, что без метронома проще, так как методика говорит, что едино – правильного темпа не существует. Забавно, да? А как же тогда вот те темповые ремарки, написанные по большей мере в начале произведений?
Следует объяснить, что во времена того же Баха, нашего полифонического бога, начала всех начал музыки, темп обозначался не буквенными ремарками, а длительностями. Взгляните для уверенности в ноты ХТК Баха по уртексту. Прекрасно видно, что никаких на первый взгляд, ни темповых ни каких – либо иных буквенных обозначений там нет, ровно так же как нет и “динамики”. “Голый”, но тем не менее гениальный текст, развивающий технику как ничто другое. Как же его играть?
Ответ очень прост. Все зависит от фактуры, длительностей, которыми написано сочинение. Дело в том, что во времена Баха современные темповые обозначения не являлись темповыми, а отображали характер, настроение написанного. Например allegro подразумевало собою веселое, радостное, бодрое исполнение, а не определенное количество ударов в минуту. Темп тогда обозначался длительностями. И лишь в 18 веке появилась необходимость писать определенные темповые рамки, которые большинство исполнителей не соблюдают, но это уже к теме не относится. В конце 18 века изменился характер произведений.
И вот все это студенты стремятся сыграть “ритмично”, “без ошибок”, и счастливыми, оставив педагога в восторге уйти по домам отдыхать и праздновать везение.
Часто учащиеся не понимают значения музыки, исполняемой в концертном зале. Прежде всего это максимальное раскрытие смысла заложенного в сочинении. Здесь на первом месте слух, ритм, динамика, агогика, темп и интонирование.
А вот от интонирования и зависит ритм и темп, что непосредственно относится уже к данной теме. Метроном же попросту навязывает исполнителю академическую рутину в исполнении, превращая исполнение в выполнение, не способствует улучшению слуха, отвлекает от интерпретации, существенно замедляя процесс обучения. И так как над музыкой, по крайней мере фортепианной все время работают методом поиска, можно смело заявить, что при правильном интонировании, слушании и понимании музыки, надобность в метрономе отпадает. Порой в сочинениях Шопена, работа с метроном делает их настолько безобразными, что у каждого здравомыслящего человека рано или поздно возникает вопрос о правильности работы над музыкой.
Выходит, что темп, ритм и все оставшееся, не только в Бетховене, Моцарте, Гайдне, Бахе и Шопене, а и во всей музыке зависит исключительно от слуховых и интеллектуальных способностей учащихся.
Так нужен ли вам метроном???
Скачать как PDF файл.